Хотят ли русские метлы
Автор: Русский обозреватель в вт, 12/11/2013 - 13:28.![Хотят ли русские метлы []](/files/789_10.jpg)
После погромов в Западном Бирюлеве некоторые коммунальщики стали жаловаться: мигранты-дворники увольняются, москвичей во дворы не затащишь. Потому и убирать их, дескать, стали хуже.
А может, дело в другом - коммунальщики сами не желают брать москвичей, чтобы не платить белую зарплату? Реально ли человеку со столичной пропиской устроиться дворником?
ЕЩЕ И КУШАТЬ ХОЧЕТСЯ
Беру паспорт со столичной пропиской и отправляюсь в районный центр занятости. И уже через несколько минут сотрудница биржи находит вакансии в 20 организациях. Причем бюджетные управляющие компании готовы брать людей сотнями. Но платить всего 14 тысяч рублей в месяц. Частники предлагают больше - 22 - 25 тысяч.
Сажусь за телефон. Мое ключевое условие - жилье. Буду врать, что меня выгнали из дома!
- Да, люди нам нужны, - уверяют в РЭУ-51 района Сокольники. - Но с общагой помочь не сможем: у нас дворники сами снимают квартиры. Таджики живут с таджиками, узбеки с узбеками. Русского к себе не возьмут.
Несложный подсчет: за 15 дворницких тысяч найти угол в Сокольниках нереально. А ведь еще и кушать хочется...
В трех следующих конторах получаю тот же отлуп. И вот наконец-то клюнуло! В управляющей компании «БЭСт» возле станции метро «Бауманская» рабочих размещают в общежитии!
А МОЖЕТ, ЛУЧШЕ ВОДОПРОВОДЧИКОМ?
- Понимаешь, что мы можем поселить тебя только к киргизам? - пытливо смотрит на меня замдиректора компании Наталья.
- Я согласен. Без жилья никак. С родными поругался, выгнали, - пускаю слезу.
Коммунальный народ смотрит на меня с жалостью.
- Трактором или грузовиком управлять можешь? У нас водителей не хватает, - пытаются мне помочь.
- С техникой не дружу.
- Тогда давай мы тебя в помощники водопроводчика отдадим. За месяц всему научишься. Там и зарплата больше, - а ведь они реально меня жалеют.
Но моя взяла, конечно. Приняли дворником, с зарплатой 13 тысяч рублей за двор. Рук не хватает, мести придется несколько участков. Всего в месяц выйдет 20 - 25 тысяч.
МОЙ НАСТАВНИК НУРИК
Шефство надо мной взял киргиз Нурик.
- Часто вас полиция останавливает? - интересуюсь, пока идем в общагу.
- Когда в жилете - редко. Но в штатском ходить опасно. На днях забрали в полицию - четыре часа держали, проверяли документы. Но у меня с бумагами все нормально, компания постаралась.
От места работы до общаги - старого фабричного здания на берегу Яузы - полчаса хода.
- Как тут живется?
- Ничего, только клопы по ночам кусают. Потом весь день чешешься.
Что ж, репортеры не выбирают легких дорог.
- Квартиру не пробовали снимать?
- Пробовали. Но в нее набиваются 20 - 30 человек. Вечные очереди в туалет и в душ. Лучше уж общежитие...
Моя комната три на шесть метров. Соседи - семь киргизов.
Русские классики писали: «В доме пахло клопами». Что это за неведомый аромат, мне еще предстоит узнать. Зато густой настой потных мужских ног перепутать с чем-то сложно.
КИРГИЗСКИЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ДЕНЬ ЗАРПЛАТЫ
В комнате тарахтит старенький телевизор. Сосед, переключая каналы, нарвался на «Культуру» - идет трансляция лекции о мистиках в Древнем Китае. Через пять минут вся комната застыла у экрана.
- Что обычно едите? - прерываю просмотр.
- Хлеб, рис, курицу. Скидываемся в начале месяца по 1000 рублей.
Получается, что в день один человек наедает на 33 рубля.
- А какие праздники отмечаете - российские или свои?
- Праздник - это когда зарплату дают, - отрезает Нурик. - Но ее часто задерживают, до трех месяцев.
Дежурный приготовил на всю комнату ужин. В эмалированной кастрюле макароны с кусками чего-то темного, малоаппетитного. Густо полито жиром.
Но я еще не настолько оголодал, чтобы есть это варево. Схомячил захваченные из дома бутерброды.
ВЕТЕР - ВРАГ ДВОРНИКА
Будильник звонит в шесть утра. Позавтракав остатками ужина, плетемся на улицу. Здесь темно и холодно. Никаких дворницких у гастарбайтеров нет. Лопаты, грабли, совки прячут на территории - за гаражами или мусорными баками.
- Я вообще-то дипломированный учитель географии, - продолжает мое обучение наставник Нурик. - Но в школе работать не собирался. Высшее образование нужно было, чтобы в дорожную полицию попасть.
- Постовым тоже в мороз и дождь несладко...
- В Киргизии инспектор сидит в машине и высовывает жезл в окно. Водители сами бегут к нему... А я по здоровью не прошел: у меня сердце больное.
Появление русского парня с метлой вызывает среди населения фурор.
- А что, китайчат наконец-то разогнали? - спрашивает, шаркая мимо, сухонькая старушка.
- Они вообще-то киргизы, - заступаюсь за коллег.
- Бог в помощь, молодой человек. Вы у нас теперь убираться будете? - интересуется опрятный мужичок. - А то перед моим подъездом уж два месяца не метут.
- Так вы жалуйтесь.
- Ябедничать нехорошо. Но я мщу - не плачу за ЖКХ.
Главный враг дворника - ветер. Трудно подметать листву, когда все собранное тут же разносит по двору. Увы, кроме старой метелки и совка, сделанного из канистры, инструментов у меня нет.
Спина болит от необходимости постоянно нагибаться.
- Сынок, ты, небось, есть хочешь? - спрашивает женщина, высовываясь из окна на первом этаже. - Скушай супчик гороховый, с мясом, подкрепись.
|
Я опешил:
- У меня ложки нет.
- Держи ложку, не жалко.
Красота! Похоже, я превращаюсь в любимца двора. Каждый второй, проходя мимо, желает удачи...
Кстати, выяснилось, что я не единственный русский «на районе». В соседней общежитской комнате живет уголовник Игорь из Рязанской области. Мести дворы - единственная работа, которую бывший зек смог получить в Москве.
Мужик, как уверяют киргизы, спокойный. Буянить начинает только после водки. А пьет не так часто. Зато все кражи в общежитии с его появлением прекратились. Уголовник устраивает быстрые и болезненные расправы с теми, кто «крысятничает» в «хазе».
Игорь по-свойски поставил рабочий процесс в своем дворе. Сам ничего не делает - мусор и листву за него убирают местные бомжи. Игорь платит им паленой водкой. В управляющей компании на такой субподряд смотрят сквозь пальцы. Главное, чтобы территорию чистили. А кто и как - не важно.
Но это не мой метод!
«ПОЧЕМУ НАС НЕ ЛЮБЯТ?»
В пять часов вечера начинаю собираться в общежитие. Увы, двор остался грязным. За день я собрал 13 мешков листвы. А осталось работы еще минимум на неделю!
- Олег, скажи, почему нас не любят москвичи? - спрашивает меня в общаге Нурик.
Как же его не обидеть...
- Не вас конкретно, - пытаюсь объяснить. - Вообще приезжих. Больше половины изнасилований приходится на чужаков. Бандитизм, грабежи. Нарушаете миграционное законодательство...
- Изнасилованиями и грабежами в основном занимаемся не мы, а кавказцы. Киргизы стараются вести себя тихо.
- Ну не такие уж вы и мирные. А кровавые революции в Киргизии?
- Это есть, - кивает Нурик. - Каждые пять лет у нас с оружием свергают правительство. Но переворотами киргизы занимаются у себя дома. В Москву мы едем на заработки.
Вот и попробуй убеди Нурика.
ДВОРЫ МЕСТИ - НЕ ВЗЯТКИ БРАТЬ
Вечерний киргизский плов (я сам купил для него продукты) оказался удивительно вкусным! Трапеза располагала к беседе.
- А что ты делаешь с деньгами? - спрашиваю Нурика.
- Я же еще сварщиком работаю в нашей компании - в итоге получаю где-то 26 тысяч рублей, - рассказывает киргиз. - 20 - 22 тысячи отправляю домой. У меня там двое детей и жена - медсестра. Остальное уходит на еду, сигареты. Одежду на помойке нахожу. Горожане выкидывают много хороших вещей.
Мои соседи демонстрируют сегодняшний улов: старинная бронзовая статуэтка собаки, мобильный телефон, наушники, компьютерная мышь, новая колода карт...
Солидная прибавка к зарплате дворника - сбор металлолома. Старые сковородки, холодильники, жестяные банки... За месяц моя комната собирает металлического барахла на 6 - 7 тысяч рублей. Этого хватает, чтобы дотянуть до зарплаты.
Второй трудовой день почти не отличался от первого. Только спина ныла сильнее. Вечером решил признаться, что я журналист.
- Сразу понял, что ты не будешь работать дворником, - спокойно ответил Нурик. - У меня просьба. Можешь Москву показать? Проводи до Мавзолея Ленина.
К нам присоединились еще два дворника. Дорога затянулась. Полицейские тормозили гастарбайтеров на каждом посту.
- Давно заметил, что мигранты не любят фотографироваться. Почему? - спрашиваю у парней, когда мы доходим наконец до Мавзолея.
- Стыдно! Вдруг на родине увидят эти снимки. Подметать улицы у нас считается грязной работой.
- А служить в дорожной полиции и брать взятки не стыдно?
- Хочешь сказать, что у вас по-другому?
На это мне ответить было нечего.
МОСКВИЧИ СЮДА НЕ ПОЙДУТ
С экс-зеком Игорем встретиться мне не довелось. Но в районе Люблино я разыскал двух товарищей по оружию - тружеников метлы со столичной пропиской.
- Мету уже 30 лет, - рассказывает Любовь Бухтиярова. - Начинала еще в СССР. Тогда коммунальщиков селили в служебные квартиры. Через 10 лет работы помещение переходило в собственность дворника. Изначально на участке работали 30 москвичей. Все, кроме меня, получив крышу над головой, перешли на другие должности. Я одна осталась из старой гвардии. Убираю тот дом, в котором живу. Пока силы есть.
- Работа дворника - это каторжный труд, через 10 лет человек инвалидом становится, - говорит Валентина Никитина. - 14 лет назад я с мужем приехала из Воронежской области. Мы пахали как проклятые, но главного добились: смогли купить свою жилплощадь в деревне Островцы (14 километров от МКАД). Думаю о смене профессии. Сами москвичи не дураки, чтобы идти в дворники. Тяжелую работу другим оставляют.
Обе женщины признались, что единственный стимул для карьеры в ЖКХ - возможность получить квартиру (хоть временную, хоть постоянную). Зарплата сама по себе горожан в дворники не затянет.
И я с ними согласен. Проще выучиться на электрика или водопроводчика. И выгоднее. На худой конец, хватает в Москве организаций, куда стараются принимать только людей со столичной или подмосковной пропиской. Например, можно податься в машинисты метро. Зарплата - 90 тысяч рублей в месяц. Чем плохо? Из регионов с радостью бы пошли на это место, да не берут. Не положено. А вот на работу дворника наверняка согласились бы. Опыт Кронштадта, о котором недавно писала «КП», это убедительно доказал. Там создали нормальные условия и позвали в уборщики русских. И те поехали семьями - из Тверской и Новгородской областей.
Как оказалось, для этого нужно не так много - зарплата от 20 тысяч рублей и чистое общежитие.
ОФИЦИАЛЬНО
Зарплата - не менее 25 тысяч рублей
Заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков рассказал, что городские власти собираются делать с гастарбайтерами и ДЕЗ в ближайшее время.
- Городское хозяйство Москвы способно обойтись без несанкционированной иностранной рабочей силы. Мы ориентированы на то, чтобы россияне больше участвовали в развитии жилищно-коммунального комплекса столицы. Пример тому - создание государственных бюджетных учреждений (ГБУ). В прошлом году мы открыли первое такое ГБУ «Автомобильные дороги». Сегодня в нем работает около 10 тысяч человек. Из тех, кто трудится в городском филиале ГБУ, а таких примерно 6000 человек, нет ни одного иностранца. Треть работающих - из Москвы и Подмосковья. Остальные - из соседних регионов, приезжают на свою смену вахтовым методом. Для них построены семь жилых городков. Это контейнеры в два этажа. В них есть душевые, столовые, комнаты отдыха. В одной комнате площадью 18 квадратных метров живут шесть человек. За это с них берут символическую плату. Такие же городки мы сейчас устраиваем и для дворников «Жилищника». На каждое ГБУ будет построено по одному городку в среднем на 100 - 300 человек. Для таких поселений мы выбираем промзоны подальше от жилых районов. Другое служебное жилье, как в советские времена, мы по закону не имеем права выделять.
- А что с зарплатой? Дворнику ГБУ за участок предлагают 14 тысяч рублей, и это без вычета налогов. В частных коммунальных компаниях - в два раза больше.
- Зарплата в «Автомобильных дорогах» примерно 30 тысяч рублей за две недели работы. В этом году в десяти районах города открылись ГБУ «Жилищник» для уборки и благоустройства дворов, содержания подъездов жилых домов, эксплуатации домов в качестве управляющей компании. Там те же условия для работников, что и в «Автомобильных дорогах». В 2014 году откроем такие ГБУ еще в 34 столичных районах. В каждом из них будут работать от 1500 до 2500 человек. В перспективе «Жилищники» появятся во всех районах Москвы на базе ДЕЗ и постепенно вытеснят их полностью. Часть сотрудников прежних ДЕЗ сможет перейти на работу в ГБУ. Конечно, зарплата должна быть интересной для работников, и ее надо поднимать. Мы посчитали, что нижней планкой будет сумма не меньше 25 тысяч рублей. Рассчитываем, что жители соседних областей пойдут работать в коммунальное хозяйство Москвы.
ДОСЛОВНО
«По нормам уборки в городе должно быть 50 тысяч дворников. Но их сейчас меньше - примерно 22 тысячи. Причем у нас нет ни одного бесхозного или неубранного квадратного метра. Москвичей среди дворников мизерное количество. Гастарбайтеров - примерно 50 - 55 процентов. Скажем откровенно, среди них есть и легальные, и нелегальные. Там есть узбеки, таджики, немножко киргизы. Но есть и другие приезжие - молдаване, украинцы...»
(Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства.)
Источник: kp.ru