Ревность по доме Твоем снедает Меня (Пс 68:10)
Автор: Аркадий Малер в вт, 13/03/2012 - 09:56.![Ревность по доме Твоем снедает Меня (Пс 68:10) []](/files/009_217.jpg)
ИНТЕРФАКС: Премьер РФ Владимир Путин принес свои извинения верующим за акцию, которую совершили в храме Христа Спасителя участницы группы "Pussy Riot". Отвечая на вопрос "Интерфакса", он отметил, что не осведомлен о том, что совершили эти девушки. "Но если они нарушили закон, я приношу извинения и священнослужителям, и верующим", - сказал В.Путин, который в среду пообщался с журналистами правительственного пула, поздравив его женскую часть с наступающим праздником. "Я приношу свои извинения всем верующим и священнослужителям за них, если они не смогли этого сделать сами. Надеюсь, что этого больше не повторится", - добавил В.Путин.
Со стороны Путина это, конечно, очень красивый жест, хотя на самом деле ему здесь извиняться не за что, потому что он никакого отношения к этому беспределу не имеет. Но раз появился этот повод, выскажу своё личное мнение и по поводу правовой судьбы этих идиоток, и по поводу мучительного вопроса “Путин и православие”.
Что касается участниц "Pussy Riot", то я лично выступаю за настолько внушительное наказание для них, насколько оно возможно в рамках существующего правового порядка. Объясняю свою позицию специально для тех, для кого это кощунство в храме Христа Спасителя это не более чем милые постмодернистские шалости.
Во-первых, с точки зрения самого православия произошло страшное кощунство, которое можно сравнить только с антицерковными бесчинствами большевистских времен. Любой православный храм, будь то “исторический памятник” или “быстровозводимый”, – это священное место для православного человека, где приняты очень строгие, обусловленные мистическими соображениями, правила поведения. Не только ни один мирянин, но даже ни один священник не может встать на амвон без особой причины или специального приглашения, не говоря уже о том, чтобы развернуться к алтарю спиной, прямо у входа в Царские врата. Тем более, недопустимо без особого приглашения зайти в алтарь, хотя в наше время иные миряне туда проходят даже не перекрестившись. В данном же случае обычные мирянки в клоунском прикиде самочинно взошли на амвон как на сцену дискотеки, развернулись спиной к алтарю и только для того, чтобы прокричать на весь храм Христа Спасителя, – кафедральный собор Русской Церкви, известный своей трагической историей, – “песенку” с богохульными словами, которые я даже не могу цитировать. При этом, политическое содержание этого выступления (антипатриаршее и антипутинское) и его подлинная мотивация вообще не имеют никакого значения – невозможно себе представить человека, который бы после этой акции к самому Патриарху или Путину относился хоть немного хуже. Наоборот, для многих православных этот номер был лишним поводом голосовать за Путина по чисто психологическим причинам – “раз эти против Путина, то нужно быть за Путина”. С тем же “успехом” эти девицы могли выступать против чего угодно – сама “форма подачи материала” убивала любое содержание. Не о политике в данном случае должна идти речь, а об оскорблении чувств верующих людей.
Во-вторых, если это кощунство не будет хоть сколько-нибудь адекватно наказано, то тогда в отношении нашего государства уже невозможно будет строить надежды, что оно хоть в какой-то степени является “защитником православного большинства”. И дело даже не в том, что должны быть наказаны именно эти девицы, - у меня самого нет никаких иллюзий в отношении их способности пересмотреть этот поступок. Дело в тех сотнях, а может быть, уже тысячах молодых и не очень “постмодернистах”, которые восхищаются этой акцией и готовы её повторить. Ведь на самом деле все эти люди, в основной своей массе, существа весьма оранжерейные и трусливые – достаточно вспомнить поведение Верзилова при задержании у Таганского суда. Если бы эти люди точно знали, что после подобной акции их личная жизнь изменится в худшую сторону, им бы в голову не пришло так себя вести, и поэтому такое наказание будет иметь существенный воспитательный характер на будущее. Кроме этого, если это беспрецедентное до сих пор кощунство не получит адекватную оценку со стороны самого государства, то у наших православных людей ещё более повысится комплекс вечных терпил, с которыми кто угодно может делать что угодно, а в объяснении этого беспредела они будут слышать малоосмысленные мантры про “светское государство” и всеобщую “толерантность”, почему-то распространяемую на всех, кроме самих православных. В этом смысле аргумент от мечети и синагоги, – а что было бы, если бы это шоу прошло в Московской соборной мечети или Московской хоральной синагоге, – имеет непреходящее значение. Православные сегодня живут с мыслью, что их можно бить и унижать, а вместо сатисфакции они должны проявлять верх христианского всепрощения, цинично подменяемого поверхностным пацифизмом, о чем следует пункт “в-третьих”.
В-третьих, вопрос о наказании за это кощунство не имеет никакого отношения к теме христианского милосердия и прощения. Лично Путин, например, может простить этих девиц за то оскорбление, которое они нанесли лично ему и даже “подставить вторую щеку”, предложив им еще раз оскорбить его в режиме прямого эфира на Первом канале. Но здесь речь идет не об оскорблении Путина или кого-либо лично, а об оскорблении всей Церкви, оскорблении храма как Дома Божьего и Самого Господа Бога. Пример христианской реакции на такое оскорбление нам дает Сам Иисус Христос, когда он бичем выгоняет торговцев из Иерусалимского храма. Эти торговцы вообще не имели в виду ничего плохого, никого не хотели обидеть и занимались общественно-полезным делом, но зато Христос это общественно полезное дело воспринял как оскорбление Дома Его Отца: “и, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул” (Ин 27:15). Как мы видим, это тот самый случай, на который поверхностно понимаемое милосердие и всепрощение совершенно не распространяется. Стоит ли говорить о том, что действия "Pussy Riot" несопоставимо хуже, чем действия торговцев при Иерусалимском храме.
В этом контексте реакция всех тех людей, которые сейчас подписывают письмо против правового наказания "Pussy Riot", напоминает поведение “прогрессивной общественности” в отношении суда над террористской Верой Засулич, когда желание защитить явного преступника почему-то оказывается сильнее, чем возмущение от его преступления.
Разумеется, вся эта аргументация имеет смысл, прежде всего, для самих православных людей, а что касается тех, кто не видит в этом кощунстве “ничего особенного”, то достаточно напомнить лишь о том, что у каждого нормального человека (даже последнего антицерковного журналиста) в жизни есть нечто священное, за что он сам готов драться до конца. Пусть эти люди представят себе, что, например, на всю страну публично осквернили их родной дом или могилу их родителей, а в ответ на возмущенную реакцию требуют смирения и толерантности. В данном случае произошло нечто ещё более страшное и унижающее всю Православную Церковь в нашей стране.
В противном случае, если никакой сатисфакции за это кощунство не воспоследует, то тогда любые подонки впредь будут иметь право совершать подобные акции, и точно знать, что само государство дает на это добро. И основание для такого вывода есть уже сейчас, потому что до сих пор Русская Церковь в России была совершенно беззащитна перед любой попыткой свести её к частному увлечению частных лиц.
В этой связи вынужден признать, что многолетние попытки многих моих коллег и меня самого в поисках православного измерения политики Владимира Путина потерпели фиаско. Сам Путин в этом совершенно не виноват – это наши проблемы, что мы себе придумали миф о то ли тайно, то ли явно православном Путине, и искали в каждом его движении какие-то богословские смыслы. Мы исходили из наивного предположения о том, что если Путин проявляет какой-то консерватизм в политике, то он с неизбежностью должен быть именно православным консерватизмом, хотя сам Путин никогда никаких сигналов по этому поводу не давал. Необходимо понимать, что Путин, при всех его достоинствах и недостатках – это, конечно, очень секулярный политик, причем, по-советски секулярный, что достаточно хорошо видно по его суждениям о православии, которое “к исламу ближе, чем католикам”. Окончательно это стало ясно из его речи в своем предвыборном штабе сразу после победы 4 марта, когда он от радости прочел стихотворение Сергея Есенина – “Если крикнет рать святая: / "Кинь ты Русь, живи в раю!" / Я скажу: "Не надо рая, / Дайте родину мою”.
Что следует из этого печального факта?
По меньшей мере это означает, что в окружении Путина нет кого-либо, кто осмелился бы ему доносить критику православной общественности, - в частности, по вопросу Невзорове, а также то, что в сравнении с исламом православие и католичество это просто одна религия, и что Царствие Небесное в принципе не может быть сравнимо с чьей-либо родиной, пусть даже очень любимой. Такого человека в окружении Путина нет и пока не предвидится.
А по большому счету это означает то, что несмотря на всё историческое значение православия для нашей страны, Церкви невозможно рассчитывать на какую-то эксклюзивную поддержку государства и нужно учиться отстаивать свои интересы и ценности в режиме гражданского общества, наравне со всеми другими общественными движениями и организациями.
Источник: http://arkadiy-maler.livejournal.com