Христос в темнице

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Уральские мастера по-своему понимали Евангелие. И запрет православной церкви на скульптурное изображение Христа и святых — не дрогнув, нарушали. Не по ереси — по незнанию. Наивное сакральное искусство — в буквальном смысле вытащенное из погребов и подвалов сельских церквей искусствоведом Николаем Серебренниковым. С его подачи чуть менее века назад мир узнал о пермской деревянной скульптуре. Теперь иностранные туристы, прибыв в Пермь, первым делом отправляются в Художественную галерею — и выходят оттуда очарованными: это же old wooden sculpture of Perm!

Вырезанные из дерева боги, ангелы и апостолы сумели, несмотря на хрупкость материала, пережить многое. В разное время держали они удар и от атеистически настроенной советской власти, и от родной православной церкви (та усмотрела в «идолах» языческое наследие). И это только в основной экспозиции Пермской художественной галереи скульптура смотрится относительно целой и невредимой. В запасниках — припрятаны до поры объекты, которым повезло меньше.
Почти у каждого «запасного» за плечами своя, совершенно человеческая драма. Есть, например, два ангела, которые были сделаны одним мастером, но разлучились почти на восемьдесят лет и встретились только в Пермской галерее. Участь других скульптур еще печальнее — деревянные святые утрачивали конечности, пальцы и нимбы, лишались уникальной авторской росписи, покрывались трещинами от неправильного хранения. В Галерее их пытаются спасти.
Этой осенью пермская деревянная скульптура отправится на международную выставку в Лион. И вполне возможно, что в музейную экспозицию на замену «гастролерам» попадет несколько скульптур из фонда. Вообще, это прецедент: то, что хранится в запасниках, очень редко оказывается доступным для широкой аудитории. Тем ценнее возможность сюда заглянуть — «Соли» это удалось. 

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код