«Десталинизация» и Церковь

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Говоря о так называемой «десталинизации», мы уже отмечали её бессмысленность.
Ведь какого бы то ни было массового культа Сталина в нашем обществе просто не существует. Если такой культ есть, то только в среде безусловно маргинальной, и обращение «десталинизации» ко всему нашему обществу является, вне всякого сомнения, делом неоправданным.
Итак, культа нет, что же есть?
Считаю безусловным факт понимания подавляющим большинством людей нашей страны неоднозначности исторической роли Сталина.
Мало кто из наших людей не знает о государственных преступлениях того времени, личная причастность к которым Сталина является очевидной; и мало кто не знает о тех вещах, за которые нельзя не быть благодарными нашему государству того времени, а значит, и Сталину, как одному из его лидеров.
А если это так, если в нашем обществе существует понимание неоднозначности вопроса, то «десталинизация», как явление, навязывающее нам, напротив, однозначную и при этом отрицательную оценку, имеет единственную и неоспоримую цель – стереть из наших памяти и сердец благодарность и воспоминания обо всём том светлом, что мы в лице наших предков имели тогда, в те годы:
о нашей тогдашней стране, в которой люди не боялись, что их дети, выйдя на улицу или включив телевизионный ящик, встретятся с легкодоступной порнографией, пропагандой разврата или извращений, содомии и каких угодно прочих пороков. О стране, в которой были запрещены аборты (а так было именно при Сталине), стране, в которой каждый имел право на бесплатные и самого высокого уровня образование и медицинскую помощь, в которой, и это самое главное, люди имели желание жить – именно потому их численность в то время неуклонно росла с каждым годом, а не сокращалась, как это происходит в наши дни.

Кто же тогда способен ставить перед нашим обществом подобную цель?
Ответ очевиден – только те, которым сама мысль о такой сильной и жизнеспособной стране, нашей стране, ненавистна.

А теперь зададим другой вопрос, ради которого и начата эта тема:
чем же в таком случае можно объяснить встречающиеся случаи поддержки «десталинизации» со стороны представителей Церкви?

Уверен, подозревать представителей нашей Церкви в том, что в них живёт ненависть к сильной и жизнеспособной нашей стране, – невозможно.
Но что же в таком случае заставляет их забывать об очевидном – об и так наличествующем понимании большинством наших граждан неоднозначности роли Сталина и всё-таки призывать к бессмысленному, к «десталинизации»?

Очевидно, что ответ на этот вопрос нужно искать в произошедшем с Церковью в «сталинское время».
В это время наша Церковь пережила настоящую трагедию, которая выразилась в преследованиях и убийствах очень многих её представителей, варварском уничтожении очень многих храмов, осквернении святынь, и именно она, эта трагедия, определяет происходящее; а если это так, то речь идёт о ревности людей, не умеющих забыть и простить известные всем преступления.
Давайте посмотрим внимательно на эту ревность.

Существуют цифры, согласно которым в 1918-20 годы в России было расстреляно около 4,5 тысяч священников, монахов и церковнослужителей. В 1922 году – около 8 тысяч. Из арестованных в 1937-38 годах 165 тысяч священно- и церковнослужителей были расстреляно 107 тысяч человек.

Доверимся этим цифрам и скажем, что, в частности, за ними и стоят те самые государственные преступления, о которых шла речь выше.
Возможно ли забыть о них?
Нет.

Но возможно ли забыть о вещи обратной, об отказе от преследования Церкви, который последовал спустя несколько лет после названных событий?
Тоже нет.
Если мы хотим быть честными людьми – невозможно.
Однако сторонники «десталинизации» так не считают.
Но на основании чего?

Последний вопрос – самый главный во всей этой теме, ведь никакого честного основания для этого просто не существует.
Уточним, его не существует для подлинно христианского сознания.
Для нехристианского – да, для христианского – нет.

Нужно просто вспомнить, что когда-то самым жестоким гонителем христиан был тот, кто стал впоследствии... апостолом Павлом, столпом христианства.

Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим...

Деян. 8:3, 9:1,2.

Выходит, Павлу можно простить личное участие в растерзании Церкви, а опосредованное Сталину нет?


Но почему?


Потому что Павел стал Отцом Церкви, а Сталин не стал? Но никто ведь и не стремится объявить последнего святым, уместно говорить только об очевидном – о неоднозначности его исторической роли. Ведь именно на такую неоднозначность указывают нам факты.


Напомним о них:

...нужна ли какая помощь со стороны Правительства для успешного проведения Собора (имеется ли помещение, нужен ли транспорт, нужны ли деньги и т. д.).

Тов. Сталин... спросил, почему... ставят вопрос о богословских курсах, тогда как Правительство может разрешить организацию духовной академии и открытие духовных семинарий во всех епархиях, где это нужно.

Тов. Сталин сказал: "...если хотите богословские курсы, начинайте с них, но Правительство не будет иметь возражений и против открытия семинарий и академий".

Тов. Сталин ответил: "Журнал можно и следует выпускать".

...митрополит Сергий затронул вопрос об открытии церквей в ряде епархий, сказав, что об этом перед ним ставят [вопросы] почти все епархиальные архиереи… высказав пожелание в первую очередь открывать церкви в областях и краях, где нет совсем церквей или где их мало.
Тов. Сталин ответил, что этому вопросу никаких препятствий со стороны Правительства не будет.

Затем митрополит Алексий поднял вопрос перед т. Сталиным об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т. д.
Тов. Сталин сказал им: "Представьте такой список, его рассмотрим".

Тов. Сталин сказал, что церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР, и что, как он говорил об организации духовных учебных заведений, не возражая против открытия семинарий в епархиях, так не может быть препятствий и к открытию при епархиальных управлениях свечных заводов и других производств.


И так далее.
Источник.

Таковы факты. Ничего подобного мы не знаем, например, о Ленине, но речь заводится именно о «десталинизации», а не о «деленинизации», которая была бы такой же бессмысленной, потому что и культа Ленина в нашем обществе и в наше время не существует, но против этого, по крайней мере, никто особенно бы и не возражал.



Игнорировать эти факты нельзя. Тем более незачем искажать их.


К сожалению, сторонники «десталинизации» допускают и последнее, когда, к примеру, говорят о том, что поворот в политике по отношению к РПЦ произошёл, так как «

к 1943 году на оккупированных территориях было открыто 3732 православных храма. Это больше, чем осталось к этому времени действующих церквей на территории всего СССР.
Почва шаталась у Сталина под ногами: массовая сдача советских солдат в плен, продолжающееся наступление фашистов весь 1942-й год. Учитывая процерковные симпатии советского народа, которые так не удалось вытравить десятилетиями казней и промывки мозгов, вождь начинает кампанию по заигрыванию с верующим большинством населения СССР

».



Да, действительно, на оккупированных немцами землях открывались прежде закрытые храмы. Но ведь кроме этого там упразднялась колхозная система да и сама советская власть – однако не упразднил же Сталин колхозы и не отменил Советы из-за того, что так делали русские люди в оккупации. Значит, и без изменения политики в отношении Церкви советская власть тоже вполне могла обойтись.



«Шатание почвы» также является откровенным искривлением правды – ведь встреча Сталина, Молотова и Карпова с иерархами РПЦ состоялась 4 сентября 1943 года, а значит, уже после завершения не только Сталинградской битвы (2 февраля 1943 года), но и Курской (23 августа 1943 года) – то есть после уже случившегося коренного перелома в ходе Великой войны.



Отталкиваясь именно от таких искажений, сторонники «десталинизации» идут дальше, делая вывод об «отсутствии искренней мотивации в инициативе потепления в отношении к Церкви со стороны режима», об «исключительно вынужденных причинах сближения».



Но ведь даже если бы перелома в ходе войны к моменту изменения церковной политики ещё не произошло, и этот факт можно было бы принимать в какой-то расчёт – задумаемся:


кто мы такие, чтобы судить об искренности действий других людей?


Разве это задача человека, а не только Бога, зная о конкретном поступке, и при этом поступке созидательном и добром, выносить свой отрицательный суд о состоянии сердец людей, этот поступок совершивших?



Ревность о Церкви, заставляющая людей поддерживать идею «десталинизации», представляется непростительным для христианина злопамятством, необъяснимым неумением помнить добро, а не единственно зло, – именно в случае, когда добро действительно есть, когда оно было, и мы точно об этом знаем.



Нам нужно, наконец, понять, что ничего христианского во всём этом нет: ни в таком злопамятстве, ни в этом ненормальном и каком-то извращённо-болезненном стремлении вернуться в уже далёкое прошлое, на 60-70 лет назад – чтобы обличать и клеймить, пинать и кусать давно уже ставшего историей мёртвого человека.



<<Существуют цифры, согласно которым в 1918-20 годы в России было расстреляно около 4,5 тысяч священников, монахов и церковнослужителей. В 1922 году – около 8 тысяч. Из арестованных в 1937-38 годах 165 тысяч священно- и церковнослужителей были расстреляно 107 тысяч человек. Доверимся этим цифрам и скажем, что, в частности, за ними и стоят те самые государственные преступления, о которых шла речь выше... >>

Т.е. это тысяч под 200 репрессированных священников. А вот не надо доверяться, не надо. Как говаривал т.Рейган, "Доверяй, но проверяй":

[ответить]

А вот сейчас священников никто не расстреливает, а они молчат, глядя как власть и ЕдРоссы уничтожают свою страну и свой народ. Почему молчат? Не пора ли заступиться за паству?

[ответить]

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код