Российский танкер освобожден, пиратская угроза сохраняется

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Ночью 6 мая 2010 года большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников», обеспечивающий безопасность судоходства в Аденском заливе, освободил захваченный накануне сомалийскими пиратами танкер «Московский университет» компании «Новошип», который с экипажем из 23 граждан России и грузом в 86 тысяч тонн сырой нефти следовал в Китай.

Российский танкер был атакован пиратами утром 8 мая 2010 года, находясь более чем в трехстах милях от боевого корабля ВМФ России. Экипаж передал сообщение о том, что к танкеру приближаются быстроходные лодки с вооруженными людьми, после чего связь оборвалась. Как оказалось, в момент захвата танкера пиратами экипаж сумел скрыться в одном из внутренних помещений корабля и забаррикадироваться, вдобавок отключив энергетическую установку и рулевое управление танкера, а заодно установить связь с военными.

Пираты сообщили о захвате судна и предупредили, что в случае попытки освобождения «Московского университета» жизнь экипажа окажется под угрозой. Однако они не сумели ни добраться до экипажа, ни дать танкеру ход. Их сообщения оказались блефом.

Тем временем «Маршал Шапошников» дав полный ход, подошел на помощь танкеру. Поняв, что экипаж находится вне досягаемости пиратов, и те неспособны управлять кораблем, на БПК начали готовиться к освобождению «Московского университета». Подразделение морской пехоты, находящееся на борту «Шапошникова», перед выходом на боевую службу прошло спецподготовку и несколько учений по освобождению кораблей, в результате операция была проведена быстро и без эксцессов. Морские пехотинцы на скоростных катерах атаковали танкер, и в коротком бою обезвредили пиратов, убив одного из них. Никто из российских военнослужащих или членов экипажа не пострадал.

По факту захвата танкера российская прокуратура возбудила уголовное дело по ст.227 УК «Пиратство», и в результате неудачливых «джентльменов удачи» доставят в Москву для суда.

Инцидент заставил обратить внимание на проблему юридического обеспечения антипиратских действий и эффективности борьбы с пиратами в целом.

Санкция по статье 227 уголовного кодекса России («Пиратство»), предусматривает до 15 лет лишения свободы. При этом нужно отметить, что лишение свободы в российской колонии с возможностью выйти «условно-досрочно» по сравнению с условиями существования в Сомали представляет собой своеобразный «санаторий». Тем более это относится к заключению в странах ЕС, куда многие пираты стремятся попасть, надеясь после отбытия срока остаться в стране.

Наиболее курьезным является тот факт, что участь пиратов была бы более тяжелой, если бы их захватили до того, как они стали фигурантами уголовного дела, возбужденного в России. В этом случае их скорее выдали бы в Йемен, где пиратов, захваченных в море при наличии несомненных доказательств их преступной деятельности (оружие), как правило, без лишних формальностей отправляют на виселицу.

При этом следует отметить, что все действия как российских, так и иностранных моряков, сводящиеся лишь к попыткам предотвратить захват и крайне редко завершающиеся столь блистательным успехом, как сегодня, когда пиратов удалось нейтрализовать уже после захвата ими корабля, являются борьбой с симптомами, но не с болезнью. Пиратство по-прежнему представляет собой выгодный бизнес. «Джентльмены удачи» захватывают все новые и новые корабли и моряков, получая выкуп.

Эта обстановка составляет разительный контраст с той, что сложилась в мире по гораздо менее значимому поводу: в результате извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии. Опасность, отнюдь не столь реальная, как многим представлялось, вызвала паническую реакцию с мгновенным запретом на полеты во многих странах Европы. Причина такого запрета очевидна: 90% пассажиров, летающих над Европой — это граждане стран ЕС, массовая гибель которых даже в результате столь явного форс-мажора грозит серьезными политическими последствиями. На этом фоне угроза нападения пиратов, которой подвергаются экипажи торговых судов, чаще всего набранные из стран третьего мира или из не самых благополучных европейских государств типа Греции или Румынии, или даже крупных держав, но не членов ЕС — Украины, России, Индии — не трогает европейских политиков.

Одновременно масштабы пиратства пока не столь велики чтобы всерьез беспокоить бизнес. В результате экипажи гражданских кораблей оказываются предоставлены не слишком плотной охране со стороны военных кораблей, не способных достаточно плотно контролировать все судоходство в регионе,  и теории вероятности — наведут очередного пирата на конкретный сухогруз/контейнеровоз/танкер или нет.

При этом вновь следует обратить внимание на то, что пребывание в тюрьме ЕС вряд ли может серьезно испугать сомалийских пиратов — там им как минимум не грозят голод и постоянная угроза гибели, которая висит над ними в охваченной гражданской войной Сомали. Однако одним ужесточением наказания добиться результата невозможно. Успешная борьба с пиратством должна опираться, во-первых, и об этом не раз говорилось, на нормализацию обстановки в самой Сомали, охваченной гражданской войной, во-вторых, на военные операции против баз пиратов на побережье, и в-третьих — на жесткое подавление финансовой инфраструктуры преступных групп, получающих доход с этих акций. При этом как само пиратство, так и пособничество этому бизнесу вновь, как и века назад, должно стать опасным для жизни занятием.

Но, к сожалению, очевидно, что современный европейский менталитет не позволит странам ЕС вспомнить собственную практику борьбы с пиратством XVII–XIX веков, когда захваченные «джентльмены удачи» зачастую отправлялись либо за борт, либо, в случае особых «заслуг», доставлялись на берег, где их ждал суд с неизбежным эшафотом в итоге. Возможно, выход из этой ситуации заключается в сотрудничестве России, например, с США, Китаем и арабскими странами — в этих странах преклонение перед ценностью человеческой жизни и ее неприкосновенностью еще не дошло до абсурдных степеней, исключающих справедливое наказание преступников.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3 (1 голос)

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код