Колокола судьбы

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Россия разворачивается лицом к своим арктическим владениям. Тысячи километров полярного побережья, северный морской путь, порты, аэродромы, зимовки и погранзаставы вскоре станут опорой стратегической ресурсной базы, в которую должно прекратиться Заполярье. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года были сегодня рассмотрены советом безопасности России и утверждены президентом Дмитрием Медведевым.

Документ предусматривает реализацию комплекса мер направленных по защиту национальных интересов Российской Федерации в Арктике и способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки.

Интерес к Арктике заметно усиливается в последние годы. Одна за другой крупные державы - Россия, США, Великобритания, Канада, и их соседи - Исландия, Скандинавские страны активизируют свою деятельность в Заполярье. Научную, промышленную, наконец - военную. Этот интерес обусловлен различными причинами. Одна из главных - глобальное потепление.

Ставшее из научного феномена долгосрочным политэкономическим фактором, потепление открывает совершенно новые возможности освоения Арктики. Таяние льдов и расширение времени навигации позволяет говорить о получении свободного доступа к залежам полезных ископаемых и биоресурсам Северного Ледовитого океана. Этим объясняется активность стран региона, стремящихся максимально укрепить свои позиции в виду грядущих споров о принадлежности арктических вод, шельфа и содержащихся там ресурсов.

Потепление влечет за собой и еще одно немаловажное обстоятельство. С таянием льдов и возможным открытием круглогодичной навигации по Северному морскому пути (пусть и с ледокольной проводкой в зимний период) на картах мира появится еще один стратегически важный маршрут, соединяющий Европу и Азию, открытие которого станет событием, превосходящим по своему значению открытие Суэцкого и Панамского каналов вместе взятых. И открывающийся транспортный потенциал Арктики поистине огромен.

Следует напомнить, что Северный Морской путь (СМП) является самым коротким маршрутом между Западной Европой и Восточной Азией. Кораблю, который пойдет этим путем, скажем из Нидерландов в Японию, предстоит преодолеть расстояние примерно в 14 тысяч километров. В то же время путь через Суэцкий канал и Индийский океан имеет протяженность в 20 тысяч километров, через Атлантику, Панамский канал и Тихий океан - 24 тысячи километров, а крупные корабли, не способные пройти Панамским или Суэцким каналами вынуждены обходить Африку, преодолевая расстояние почти в 27 тысяч километров. Столь радикальное сокращение маршрута (на 6-13 тысяч километров) сулит, в случае, если по СМП будет обеспечена круглогодичная навигация, резкий рост интенсивности судоходства, и, как следствие - экономический рост портов СМП с прилегающими территориями. Выигрывают от подобных изменений две страны - Норвегия и Россия, вдоль побережья которых проходит маршрут.

Рост судоходства по СМП потребует развития прибрежной инфраструктуры - по всей длине маршрута, и особенно в средней его части - от Карского моря до Берингова пролива, проходящей вдоль наименее обжитых земель, а также усиления военного и пограничного контроля в регионе с целью предотвращения попыток нарушения свободы мореплавания и с целью борьбы с традиционными спутниками оживленного судоходства - контрабандой, браконьерством, пиратством и т.д. Кроме того, потребуется защита для разросшихся портов, которые будут представлять собой очень привлекательные в военном отношении цели. Глубинные арктические территории впервые станут представлять интерес в качестве целей для возможной оккупации.

Такую защиту должно обеспечить предусмотренное «Основами...» поддержание группировки вооруженных сил и погранвойск России в Арктике. Для должного контроля над заполярными территориями требуется создание активно функционирующей системы береговой охраны, опережающее развитие пограничной инфраструктуры российской арктической зоны, сил и средств граничащих с Арктикой военных округов и, прежде всего - Северного и Тихоокеанского флотов, на которые ляжет основная нагрузка по защите полярных и приполярных рубежей.

Отдельной темой является ресурсное богатство Арктики. Предметом спора стран региона могут стать не только месторождения, находящиеся на формально нейтральных территориях, но и в критической ситуации в исключительной экономической зоне, особенно с учетом разногласий, существующих по поводу раздела арктического шельфа. Не приходится сомневаться, что довольно скоро - уже на нашем веку - требования о равном и свободном доступе к энергоресурсам Арктики станут постоянным спутником любых переговоров между заинтересованными странами.

Следует помнить также и о биоресурсах полярных морей. Рост населения планеты неизбежно потребует увеличения объемов рыболовства, в том числе и на севере. Конфликты, связанные с рыболовством в северных морях идут уже сейчас - все помнят инциденты с российскими траулерами близ Шпицбергена, а также «тресковую войну» между Исландией и Великобританией. С ростом объемов рыболовства и расширением территорий, на которых осуществляется лов, число подобных конфликтов в будущем лишь возрастет.

Оценивая перспективы России успешно защитить свои интересы и расширить влияние в Арктике, следует отметить, что наша страна обладает на данном этапе наиболее сильными стартовыми позициями в Арктической гонке. Россия контролирует СМП и имеет инфраструктуру вдоль пути, включая города и порты, которая может послужить основой для дальнейшего развития. Россия в течение многих лет осуществляет программу исследований заполярья, в том числе с помощью дрейфующих станций, что позволило собрать уникальный по объему массив данных о регионе. Россия обладает мощным ледокольным флотом, включая, в том числе, и атомный, позволяющий осуществлять проводку одиночных кораблей и целых караванов в сложных условиях.

Наконец, Россия обладает наибольшим на сегодня военным потенциалом в Арктике - здесь базируется Северный флот и довольно многочисленные подразделения ВВС, многократно превосходящие те силы, которыми на постоянной основе располагают в Заполярье остальные страны региона. Подобная основа, при должном подходе способна обеспечить защиту интересов России в Заполярье и стать весомым аргументом, подкрепляющим претензии на расширение полярных владений.

Остается лишь не почивать на лаврах - продуманные вложения в строительство, развитие транспорта, создание новых военных, научных и промышленных объектов в Арктике способны сохранить и укрепить за Россией статус владыки Заполярья. Ресурсы, хранящиеся в толще вод и на арктическом шельфе способны обеспечить России великое будущее. Историческая память и традиция - идущая от новгородцев, от поморов, от Дежнева, переданная через Беринга, Челюскина, Седова, Ушакова, Папанина и иных, имя же им легион - должна стать залогом успеха Полярного проекта. Там, надо льдами и островами Заполярья поют сейчас колокола судьбы. Да будет нам стыдно, если мы их не услышим.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.3 (3 голоса)

опечаточку поправьте - не преКратиться Заполярье, а преВратиться Запполярье

[ответить]

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код