Москва началась с Боровицкой площади

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

 

У стен Кремля на Боровицкой площади напротив дома Пашкова начались строительные работы. Защитники старой Москвы бьют тревогу.

Если говорить о правовой стороне строительства на Боровицкой площади, то в дирекции музеев Кремля нам показали материалы проекта. В них мы нашли недоработки и разные странности. На первый взгляд, есть все согласования: Росохранкультуры, Москомнаследия, Национальной комиссии ЮНЕСКО и разные другие структуры. Но при их внимательном рассмотрении обнаруживаются интересные вещи.

Например, Национальная комиссия ЮНЕСКО согласовала вариант здания, которое будет построено на Боровицкой площади, без купола. Проходит некоторое время , и проект, как мы видим, меняется, потому что строители показывают нам вариант, в котором появляется бельведер и который отличается от согласованного с ЮНЕСКО. Следовательно, проектирование продолжалось уже после согласования.

Далее, поскольку эта разница должна найти метрическое отображение, мы смотрим внимательнее и обнаруживаем, что в согласовнии Стройнадзора указана одна высота, а на чертеже фасада нового проекта указана высоты примерно на полтора метра больше. Следовательно, согласование Стройнадзора тоже можно признать устаревшим.

Таким образом, пройдя по документам, мы должны задать себе вопрос: какой проект видела Росохранкультура, какой - Москомнаследие. Представители дирекции музеев Кремля (это был строительный департамент), как мне кажется, признали наши замечания, во всяком случае, они как-то погрустнели и пообещали донести нашу точку зрения до Елены Юрьевны Гагариной, генерального директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Мы будем спокойно ждать ее реакции.

Проект археологических работ также существует и согласован, но и он нас не вполне устраивает. Там для раскопок выделены 3 участка, которые находятся вне фундаментов снесенных в 1972-м году домов. Это понятно - археологи любят древности, а копать там, где были фундаменты менее интересно. Тем не менее, существует архитектурная археология, и нам бы хотелось получить точные сведения о планировке снесенных домов и возможно, найти подземные помещения.

Но главное здесь не правовые аспекты, а архитектурные - художественные качества объекта. Во многом здесь заходит речь о вкусах, но Архнадзор вполне единодушен, как мне кажется, в своих эстетических оценках. Мы считаем, что строить здание так, как предлагается в проекте, невозможно, а говорить на одном художественном языке с домом Пашкова сейчас некому. Не следовало было выбирать классицизм, строить центричное трехчастное ордерное здание. Это подавляет Дом Пашкова, не вступает с ним в диалог. Тут бы подошел модернизм, который пользуется криволинейной плоскостью так, что архитектура может «притвориться» рельефом. Или можно подумать о регенерации того, что было снесено в 70-е годы.

Если вернуться к юридической плоскости, то в охранной зоне невозможно никакое строительство, кроме регенерации. Того здания, которое нам предлагается, на Боровицкой площади никогда не было. Регенерация в данном случае может пониматься только как восстановление «красных линий» квартала, восстановление того, что стояло по периметру площадки в 18-м - 19-м веках. Это дом князей Шаховских и некоторые другие здания, которые не должны быть воссозданы в точности, но могли бы быть воссозданы в режиме регенерации, в соответствии с тогдашними градостроительными характеристиками. Но это решение было бы очень ответственным, поскольку за 40 лет люди привыкли к пустоте перед Домом Пашкова. Хотя Дом Пашкова всегда смотрел на застроенный квартал.

На площадь был конкурс, альтернативы существующему проекту рассматривались, но победило классицистское решение. Нам оно кажется ошибочным. Поэтому в вопросе о строительстве на Боровицкой площади должен преобладать именно архитектурный аспект. Ведь Москва началась с Боровицкой площади. Для поиска решения у нас есть время: ордер выдан на подготовительные работы, строительство начнется, видимо, не скоро, а нарушения, которые мы выявили, создадут паузую. Ситуацию еще можно исправить.

Рустам Рахматуллин, писатель, координатор движения «Архнадзор».

 

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (4 голоса)

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код