Не отрекаются от братства
Автор: Егор Холмогоров в вс, 09/10/2011 - 14:04.![Не отрекаются от братства []](/files/1_751.jpg)
Беседа с главным редактором интернет-журнала «Русский обозреватель», известным публицистом и блогером, гостем недавно прошедших в Перми «Русских встреч» Егором Холмогоровым
В последнее время он становится медийной фигурой. Автора книг «Русский проект: реставрация будущего» и «Русский националист» приглашают в качестве эксперта то в «Поединок», то в «Честный понедельник», то к «НТВшникам».
Нередко его речевые периоды обретают литьё афоризмов. Воротившись из Перми в Москву и мгновенно откликнувшись о своей поездке звонким эссе под названием «Перьмь» (вот так, через два мягких знака в противовес мычащему PERMM), Холмогоров, пригвождённый всем своим чутьём историка к постижению знаков пермского звериного стиля, как бы между прочим обронил: «А полюбовавшись на трёхглавых коршунов, начинаешь сомневаться, нет ли у российского орла дефицита одной головы».
Не отрекаются от братства— Известно высказывание Александра Трифоновича Твардовского: «Кровь — штука непростая. А хотелось ли тебе попасти лошадей в ночном? Или — искупаться в проруби на Крещенье?» — допытывался он у одного
— Помню, как мы с одним молодым автором из Новгородской области обсуждали телесериал «Раскол». И он вдруг начал говорить совершенно странные вещи, не соотносящиеся со Священным преданием. Например, что двуперстное перстосложение — это ересь и несторианство. В общем, повторял абсурдные тезисы никоновской пропаганды первых десятилетий начала раскола. И когда я привёл довод, что в соответствии с современным учением Русской православной церкви оба обряда равночестны, и, вообще, так крестились наши предки — Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий, мой собеседник воскликнул: «Сразу видно, что у вас — старообрядческая кровь и происхождением вы из староверов!». И — угодил в точку. Дело в том, что, приехав в Пермский край, я в
— А если взять классические примеры? Пушкин с эфиопской кровью, Лермонтов — с шотландской, Блок — с немецкой. Между тем все они — наиболее яркие выразители русской сути. Тот же немец Владимир Даль, составивший уникальный словарь великорусского говора. А текст песни «Поле, русское поле», которая в известном смысле стала воплощением русской души? Его написала Инна Гофф. Выходит, чужая кровь усиливает эхо титульной крови?
— Я так сказать не могу. На каждый приведённый вами пример можно найти примеры с чистокровными русаками. Но давайте разберём пример Пушкина. Когда мне говорят, что Александр Сергеевич по происхождению эфиоп, я всегда отвечаю: «Пушкин по происхождению Пушкин». Потому что и его мать, и его отец — из древнейшего боярского рода, идущего аж от Гаврилы Алексича — соратника Александра Невского.
— Но
— Когда существует такая мощная
— А что касается есенинской обмолвки: «Затерялась Русь в Мордве и Чуди»?.. Про
— Как я уже сказал, мои дед и бабка — из Краснокамска. Но откуда возникла эта история, что Холмогоров — еврей? Моего деда звали Осип Холмогоров, получается — Иосиф. Это чисто старообрядческое имя. Это оттуда же, откуда на Руси было полно Абрамов и Абрамовичей, которые никогда не становились Абрамовичами.
— Вы помните тот момент в своей жизни, когда чётко себе сказали: «Я — русский националист!»?
— Мне было 23. Я уже начал достаточно активно выступать в Интернете — сначала как православный автор, потом — постепенно всё больше затрагивая политические вопросы. И тогда я себя спросил: «Какая, собственно, твоя политическая позиция?» И никаких слов точнее, чем «Я — русский националист!» для определения того послания, с которым я решил обращаться к внешнему миру, у меня не нашлось. Объясню, почему. Когда ты произносишь «Я — русский националист!», ты принимаешь очень важное обязательство не предавать русского братства. Тех людей, которые оказались слабее тебя, беднее, менее образованнее, иногда — испорченнее по
— Любопытно, как на этот вопрос ответил главный редактор журнала «Москва», писатель Леонид Бородин, приезжавший до вас в Пермь в рамках проекта «Русские встречи». «Что касается меня, — заметил он,-то я никогда русским националистом не был. Потому что считаю для себя это унизительным. Национализм может быть у малых народов».
— Это старый имперский взгляд. К сожалению, весь наш имперский патриотизм превратился в имперский иллюзионизм. Представьте: здесь и сейчас стоит негодяй и режет голову русскому подростку, а кто то, глядя на этого негодяя и на то, что он вытворяет, рассуждает о том, что наша имперская миссия вынуждает нас всё это терпеть, не идти ни на какие радикальные решения. То же самое — с малым народом. Давайте осознавать реальность: если мы будем продолжать нынешнюю национальную и миграционную политику, русские превратятся в малый народ. Нам уже нужны акции по компенсации понесённых потерь, потому что те потери, которые русские понесли за ХХ век, они совершенно чудовищны. Сначала рушила советская власть, потом она просто давила плитой, затем эта плита рухнула сама, и начался новый антирусский поход — та бесовщина, что представлена, в частности, на подмостках Перми господином Гельманом. Отсюда — одна из важных вещей, к которой мы пришли с моими друзьями примерно в 2005 году: по отношению к русским людям нужно очень чётко заниматься правозащитной деятельностью.
— А как вы тогда трактуете расхожую фразу, которая принадлежит англичанину Самюэлю Джонсону: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя»? Я заметил, что при любом споре о национальных узлах противная сторона в качестве «последнего аргумента» швыряет вот эту козырную карту, на поверку оказывающуюся краплёной…
— Вы правы: это любимая карта демшизы. Они просто не знают, по поводу чего была произнесена и что практически означала эта фраза. Дело в том, что в Англии XVIII века не существовало призывной армии. Она была наёмной. Грубо говоря, ты берёшь у вербовщика королевские сорок шиллингов — и теперь ты солдат Его Величества. Идёшь воевать под Ватерлоо, в Индию, в Америку — куда угодно. Кто шёл в эту армию? Преступники, мелкие и крупные жулики, люди, по которым плакала виселица. Те самые негодяи. И вот ты из преступника становишься патриотом, потому что теперь на тебе красный мундир и ты проливаешь кровь за короля. Ясное дело: эта фраза не имела ничего общего с утверждением, что патриоты состоят из негодяев. Но её начали потом использовать в своих хитроумных целях те, кому это было выгодно.
— По одному из ваших утверждений русская культура замерла в конце ХVII столетия. Дальше, с приходом Петра Первого, начался (цитирую) «трёхсотлетний шизофренический разрыв». Однако,
— В русской истории было много разрывов. Понятное дело, что существовал страшный разрыв, связанный с монгольским нашествием, когда было уничтожено огромное количество материальных и духовных ресурсов и русские были поставлены на грань жизни и смерти. И то, что наши евразийцы любят с современных позиций заявлять, что
— Вы называете себя «врагом № 1 всех русофобов». В своё время на этот статус претендовали создатель общества «Память» Дмитрий Васильев, лидер РНЕ Александр Баркашов, даже благословлённый Кремлём Дмитрий Рогозин, стоявший у руля партии «Родина». Их либо третировали, либо дискредитировали, либо отсылали на «исправление», поманив калачом нового назначения — например, быть представителем России в НАТО. Где гарантия, что Егора Холмогорова не постигнет та же участь? И вообще — всех тех, кто называет себя «врагом русофобов»?
— Понимаете, это не столько
— Возможно ли в России возникновение «Русской партии», которая реально бы смогла преодолеть пресловутый
— Дело вообще не в русских. Это чисто административный барьер. Со стороны партии власти есть чёткое осознание того, что если появится сила, серьёзно выражающая русские националистические настроения, она будет одной из доминирующих даже при нашем не очень честном голосовании. Поэтому эти партии до голосования не допускаются. В 2003 году была, что называется, экстренная ситуация, когда сразу несколько партий купил Ходорковский, и тогда поступила срочная команда: создавать блок «Родина», который в значительной степени был проводником и националистической идеологии тоже. Однако «Родине» не дали дожить даже до следующих выборов. Уничтожили, не дожидаясь. На выборах 2007 года была такая
— Писатель и главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, так же, как и Леонид Бородин, побывавший до вас на «Русских встречах», сравнил наш город с полем битвы между красными человечками и пермскими богами. А какие ассоциации Пермь вызвала у вас?
— Александр Андреевич чётко почувствовал главное: этот красный человечек, сидящий на крыше, — чистой воды глумливая, но обычная для гельмановского стиля пародия на Христа в темнице. Гельман не может, чтобы не поглумиться над святынями. А в целом его проект —
Смыслократ
#1, 09/10/2011 - 21:36«...либо у автора этих слов у самого нечисто с происхождением, либо он глубоко духовно повреждённый», – вот как раз здесь, если вопрос ставится о РУССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, никакого "либо" быть и не должно! Равно, как не должно этого лукавого "либо" стоять между национальным и имперским, правом и правдой, справедливостью и законом!
«...либо у автора этих слов у самого нечисто с происхождением, либо он глубоко духовно повреждённый», – вот как раз здесь, если вопрос ставится о РУССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, никакого "либо" быть и не должно! Равно, как не должно этого лукавого "либо" стоять между национальным и имперским, правом и правдой, справедливостью и законом! «Правозащитная деятельность»?!... Ради того чтобы отбить «атаку на русскую идентичность», обрушиваться на «имперские взгляды», по определению «старые». Приводить примеры с какими-то запредельными картинами, где некто «режет голову русскому подростку», чтобы только заклеймить «имперский иллюзионизм». Апеллировать хоть к «самым черепомерным расовым законам», «стопроцентной русскости» и «боярской спеси», чтобы только "развенчать" «выскочек из ниоткуда» петровского имперства, а т.ж. чтобы предъявить "счет" за «чудовищные потери, которые русские понесли за ХХ век» имперству советскому, – представив его в виде «давящей плиты», которая, дескать, «рухнула сама». И все это, в конце концов, для того, чтобы СДЕЛАТЬ РУССКОЕ ИМПЕРСТВО ВИНОВНЫМ в постсоветском «антирусском походе» и утвердить «принцип братства по крови» В КАЧЕСТВЕ "ИКУПИТЕЛЬНОГО ВЫХОДА" и "МЕРИЛА" ДЛЯ ДЕМАРКАЦИИ СТОРОННИКОВ/ПРОТИВНИКОВ «русского национализма». И весь этот "позитив" как само собой, и все эти диффамации походя! Приведя пример с какими-то моральными уродами, которым что "по крови", что "по духу" – все пустое, ПОХОДЯ, выставить братство по духу «отречением во имя мифического»... В том-то все и дело, что не «в Мордве и Чуди затерялись», но именно в «духовном повреждении» дело. Поэтому и отречение от братства есть свидетельство отчуждения от духа! А подлинный русский национализм – ИМПЕРСКИЙ в отношении государства и ГРАЖДАНСКИЙ в отношении общества – может апеллировать лишь к Духу истории, и вместе с ним – «К должному и возможному. И эта апелляция все равно породит – с неумолимостью закона Ньютона – необходимость мобилизации. Мобилизация же – это довольно сложная штука. Она начинается с того, что ты возвращаешь себе отчужденное бытие (если, конечно, оно отчуждено). Что ты самопреобразуешься – нет, не из Савла в Павла, а из Исава в Иакова. И ты преобразуешься, и весь народ» (С.Кургинян. Медведев и развитие–28). Неужели и эти слова могут быть "маркированы" как «имперский иллюзионизм»?...
[ответить]
Диман
#2, 11/10/2011 - 07:15По-моему ты не смыслократ а банальный мозгойоб.
[ответить]
Гость Prospero
#3, 10/10/2011 - 16:08Не надо лукавить русским может быть только наш брат по крови.
[ответить]
Смыслократ
#4, 10/10/2011 - 16:53Да, правильно, не надо лукавить, говоря, что братство русских возможно ТОЛЬКО по крови. Потому что это племенная, первобытно-общинная связь, а ее возведение в принцип русского национализма, сопровождаемое диффамацией русской истории, ее имперского характера, и стало быть, ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ РУССКОГО НАРОДА, есть прямой путь к нац.демонтажу, и в конце концов, к фашизму.
[ответить]
witeman
#5, 11/10/2011 - 11:35В дополнение, из Гумилёва: "Антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос. ...Логика этой концепции подменяет туманную интуицию «знанием»... ..Образ человека «малого народа» — «дикарь», который все видит, но ничего не понимает. Среда его обитания — пустота, как для других — реальный мир; он как бы освобождается от пут жизни, все ему ясно и понятно.
[ответить]