Православная этика и дух «социального капитализма»
Автор: Егор Холмогоров в вс, 25/07/2010 - 23:41.![Православная этика и дух «социального капитализма» []](/files/kon_24.jpg)
Один из ключевых антицерковных мифов, пропагандируемых в современной России — это миф о «протестантской этике», как о некоем чудодейственном средстве, с помощью которого современный Запад создал свою индустриальную экономику и процветание
Вульгаризованный вариант теории германского социолога Макса Вебера предполагает, что в основе «духа капитализма» лежит взгляд на спасение души как на результат божественного предопределения, которое выражается во внешнем, мирском успехе «избранного к спасению» человека. Стремившиеся увериться и уверить других в своем спасении протестанты старались добиться относительно честным трудом максимально большего материального благополучия, которое являлось символом их спасенности. Развитие капитализма было связано с необходимостью технологизировать и поставить на индустриальные рельсы процесс собственного спасения, что, якобы и привело к расцвету современного протестантского Запада и, прежде всего, США.
Православию же в этих воззрениях приписывается «негативная» хозяйственная этика, связанная с тезисом, что «духовное выше материального», с тенденцией к оценке труда как неизбежного зла, опрощению, пренебрежению богатством… Отсюда делается вывод, что Православие программирует хозяйственную и экономическую отсталость России и является тормозом на пути развития страны.
Не будем рассматривать сейчас социологическую оправданность теории Вебера и, тем более, её вульгаризованной интерпретации. Не меньшее право на существование имеют и критическая по отношению к капитализму теория Маркса, и теория Вернера Зомбарта о «буржуа» как о социо-культурном типе, не привязанном к протестантизму и вообще к религии. Но, в любом случае, выводы, которые делаются из веберовской теории относительно Православия являются совершенно ложными. Православие было не тормозом, а локомотивом экономического и культурного развития и именно Церковь развивала наиболее передовые для своего времени общественные формы. Подлинное отставание России началось с момента, когда хозяйственные и религиозные мотивации к деятельности были разведены и связь между ними прервана. Напротив, православные группы, которые сохранили единство мотивации, например, русские старообрядцы достигли больших успехов в экономической деятельности.
«Протестантской этика», как и православная,
провозглашает приоритет духовного – спасения, над материальным – мирским
успехом. Однако предполагает, что спасение символизируется материальным
успехом и предусматривает создание определенной «индустрии спасения»,
производящей материальные символы «спасенности» и «избранности». Для
Православия же характерно понимание спасения как соединения с Богом и
овладения собой, с целью изгнания греховных страстей. Принадлежность к
святым предполагает обладание не символами успеха, а определенным
аскетическим типом поведения и духовными навыками, недоступными
греховному человеку.
Православие предполагает спасение не как одностороннее и исключающее свободу воли «избрание» человека Богом, а как добровольное личное достижение человека, принимаемое и поддерживаемое Богом, а значит, и более высокую "достижительную" установку, не исключающую даже элемента соревнования. При этом Православие не только не исключает, но и, наоборот, предполагает и требует развития развернутой и рационально организованной индустрии спасения, связанной, однако, не с производством «символов успеха» (то есть, в конечном счете, денег), а с производством «аппаратуры спасения», то есть условий и образа жизни, благоприятствующих спасению максимально большего количества людей. Эти условия являются отнюдь не минималистскими. Православное понимание материальной «аппаратуры спасения» отнюдь не предполагает нищеты (нищета выступает только как один из возможных добровольно принимаемых путей) — напротив, это определенный уровень достатка, освобождающего человека от рабства поиску средств к существованию, это доступ к средствам, содействующим спасению — храму, монастырю, православным святыням, и это определенный уровень избытка, который может и должен быть направлен на содействие спасению других людей. Православные группы, которые сохранили единство мотивации, достигли больших успехов в экономической деятельности
Богатство необходимо не для демонстрации личной успешности и спасенности, а для обеспечения продвижения к спасению и усовершенствованию духовной жизни общества в целом или его частей. «Православная этика» значительно больше способствует развитию социального государства, чем даже этика коммунистическая, поскольку последняя предполагает сковывание естественных сил мелочным планированием, в то время как православная этика способствует спонтанному структурированию национальной энергии на стратегически направлениях.
Мобилизующая сила Православия исключительно
велика, для подтверждения можно указать на колоссальный процесс
«сакральной индустриализации» Северо-Восточной Руси в XIV-XVI веках, в
ходе которого монастырская колонизация обеспечила хозяйственное освоение
огромного и казавшегося малопригодным для жизни Русского Севера.
Отпочковываясь один от другого, возникали на этом пространстве
общежительные монастыри, образцом для которых служила Лавра, созданная
преп. Сергием Радонежским, то есть, фактически, товарищества по
совместному спасению. Эти монастыри привлекали к себе и мирян, создавая
благоприятное и в духовном, и в материальном смысле пространство
обитания. Руководствовавшееся идеологией Святой Руси, русское общество
делало колоссальные инвестиции в этот процесс «сакральной
индустриализации». Расширение государства и хозяйственное освоение
территории шли во имя создания благоприятных условий спасения. Лишь
колоссальный религиозно-идеологический кризис России в XVII-XVIII вв.,
приведший к принятию европейской цивлизационной модели, обесценил эти
достижения, прервал дальнейший процесс и привел к изъятию материальных
средств в пользу государства. Однако уже в XIX веке пошли
восстановительные процессы, вновь прерванные большевистской революцией.
«Православная этика» значительно больше способствует развитию
социального государства, чем даже этика коммунистическая
В столкновении с современной Западной цивилизацией, стоящей уже не на протестантской, а на выродившейся атеистически-секулярной основе, Русское Православие имеет неоспоримые преимущества.
— Идея спасения не как манифестации «избранности» через мирской успех, а как личного «делания», связанного с аскетическим овладением собственным поведением более соответствует ситуации преодоления материального и духовного кризиса, поразившего современную Россию
— В отличие от чисто индустриальной культуры западного протестантизма, Православие обладает культурой, дающей преимущества на постиндустриальном этапе, связанным уже не с техникой материального производства, а с использованием культурных смыслов и символов, и с овладением человеческим поведением. Индустриальный этап предполагает производство «прибавочной стоимости» в денежном выражении, в то время как постиндустриализм предусматривает приращение идей и смыслов.
— Православие обладает не менее эффективной, чем
протестантизм, индустриальной культурой, предусматривающей сложную и
многоуровневую кооперацию в деле материального или духовного
производства. При этом кооперация является не индивидуально, а социально
ориентированной, то есть предполагает необходимость честной работы на
общее благо.
Если проецировать основы «православной этики» на хозяйственную и социальную жизнь, то можно сказать, что её внедрение (точнее — восстановление) приведет в России к формированию постиндустриального социального капитализма.
Его «постиндустриальность» будет связана с тем, что индустриальная рациональность будет направлена не столько на материальное, сколько на духовное, когнитивное производство, являющееся доминирующей производственной сферой новой эпохи. Капиталистическое начало выражено в установке не на простое воспроизведение необходимых и достаточных жизненных условий, а на создание значительной прибавочной стоимости, получение прибыли, в процессе подобного производства. Социальное же начало задаваемое православной этикой предполагает направление значительной части произведенной прибавочной стоимости не на индивидуальное потребление (точнее – сверхпотребление), а на улучшение общих социальных условий, формирование более благоприятных условий спасения — и в виде обеспечения достойной жизни, и в развитие церковной «аппаратуры спасения». Подобное тройное целеполагание социально-экономической системы не только стимулирует, но и требует инновационного характера во всех областях человеческой деятельности, что прямо отклоняет упреки Православию в противодействии модернизации (точнее, в нашем случае, сверх-модернизации). В столкновении с современной Западной цивилизацией Русское Православие имеет неоспоримые преимущества
Россия не должна ставить перед собой задачу «модернизироваться», то есть перегнать Запад и усвоить парадигму «Нового времени». В рамках этой парадигмы достойного места ни для Православия, ни для России нет. Задача будущей России состоит совершенно в ином — русской цивилизации необходимо осуществить «сверх-модернизацию», то есть создать новую цивилизационную парадигму, привлекательную для других народов цивилизационную модель. На путях навязываемой нам «протестантской этики» это совершенно невозможно, а вот обращение к православному мировидению дает нам прочный фундамент для осуществления подобной сверх-модернизации. Россия не должна быть современной сегодня — тогда она отстанет завтра. Россия должна быть «современной» завтра и тогда она будет современной в вечности.
Artur
#1, 26/07/2010 - 10:59Точки зрения Вебера и Зомбарта не антагонистичны, они описывают одно и то же, но сконцентрированы на разных вопросах. Вебер описывает не сам тип, а процесс и условия становления этого типа, и если рассмотреть данные Вебером характеристики людей, придерживающихся парадигмы "спасения по предопределению" ясно видно, что с точки зрения теории пассионарности эти люди однозначно пассионарны, и этика выступала в роли пассионарной доминанты в деле формирования нового общественно-культурного типа. Другое дело, что этика без системы изменения и формирования подсознания типа исихазма не обеспечивает долговременное воспроизводство этого антропологического типа, что фактически признает Вебер, говоря о том, что современна этика производителя сильно отличается от рассматироваемой в его работе этике.
Точки зрения Вебера и Зомбарта не антагонистичны, они описывают одно и то же, но сконцентрированы на разных вопросах. Вебер описывает не сам тип, а процесс и условия становления этого типа, и если рассмотреть данные Вебером характеристики людей, придерживающихся парадигмы "спасения по предопределению" ясно видно, что с точки зрения теории пассионарности эти люди однозначно пассионарны, и этика выступала в роли пассионарной доминанты в деле формирования нового общественно-культурного типа. Другое дело, что этика без системы изменения и формирования подсознания типа исихазма не обеспечивает долговременное воспроизводство этого антропологического типа, что фактически признает Вебер, говоря о том, что современна этика производителя сильно отличается от рассматироваемой в его работе этике. И последнее. Как быть с банковским кредитом в православии ? Без банковской системы нет капитализма, православие же запрещает банковский процент, т.е единственная система хозяйствования, совместимая с православием это социалистическая система.
[ответить]
witeman
#2, 26/07/2010 - 11:14А как мусульмане живут без банковского процента? И нормально живут, между прочим, если сравнивать с равными по уровню развития странами в азии, африке и латинской америке, где оный % присутствует. Просто нам преподают "либерально-безальтернативный" взгляд на экономику и банковскую систему.
[ответить]
16122005
#3, 26/07/2010 - 13:35Интересно, чтобы получить кредит в исламском, православном, иудейском и т.п. банке, нужно доказать свою принадлежность к соответствующей религии? Как это все немного смешно.
[ответить]
witeman
#4, 26/07/2010 - 13:43Насчет иудейского это Вы как-то "в молоко". У нас тут какой банк не возьмёшь - иудейский. Однако, религиозной принадлежностью неинтересуются. Иудеи - они вообще на том и "поднялись" в европе, что когда католичество ещё запрещало своим чадам заниматься ростовщичеством, тогда иудеи и заняли эту "социальную нишу", за что и были в ранге "неприкасаемых".
Касательно же мусульманских банков, то там не совсем так, но, по сути, конечно. Надо не к религии принадлежать, а к "умме", т.е. к "обществу", которое за тебя негласно поручится. И заплатишь ты не проценты, а долю от прибыли.
[ответить]
16122005
#5, 26/07/2010 - 14:35Т.е., потребительского кредитования, авто-, ипотеки и т.п. у них нет (ибо там нет прибыли)? Тогда, для закрытой экономики подобная модель действительно может стать тормозом. Для развития же открытой экономики в наше время это не может играть сколько-нибудь значимой роли (как, собственно, и религия вообще).
[ответить]
witeman
#6, 26/07/2010 - 15:02Не знаю точно, как они там решают эту проблему, но, в принципе, можно просто заложить прибыль банка в сумму кредита, да и всё. Суть ведь в другом, в ограничении финансовой ответственности заёмщика (проценты не могут начисляться бесконечно, нет возможности образования "долговой ямы"), и усилении ответственности моральной и общественной - если ты не отдаёшь кредит, то за тебя ответит "коллектив", а уж ты потом будешь перд ним отвечать.
В такой ситуации поле для мошенничества сильно сужается, и никакой "фондовый пузырь" невозможен.
Мне, в своё время, сильно запомнились слова одного из "чикагских мальчиков", занимавшихся экономикой при Пиночете. Он сказал, что, в принципе, они всё делали правильно, но если бы им пришлось повторить, то он поменял бы принципы банковской системы на исламский банкинг. С чего бы, вдруг?
[ответить]
Алексей ©
#7, 26/07/2010 - 16:04Да нет, решается это по-моему просто - банки государственные и вместо кредитов выдают беспроцентный заём. А далее как вы и описывали - ответишь перед коллективом. Вообще непонятен этот "социальный капитализм". В чём его отличие от социализма-то?
Да нет, решается это по-моему просто - банки государственные и вместо кредитов выдают беспроцентный заём. А далее как вы и описывали - ответишь перед коллективом. Вообще непонятен этот "социальный капитализм". В чём его отличие от социализма-то? Если в расширенном воспроизводстве, то оно существует и при социализме, а более никаких отличий автор не привёл. Основное - это собственность: на средства производства и землю. Земля - не является частной собственностью, а стратегические отрасли принадлежат государству. Собственность на средства производства в лёгкой и пищевой промышленности могут быть частной, так же как и на жильё. Особняком стоит банковский кредит, но его мы уже обсудили - это явно не по-православному и решается однозначно в пользу государственного беспроцентного кредитования граждан. Т.е. это никакой не капитализм уже, хотя бы и социальный.
[ответить]
chvv
#8, 26/07/2010 - 15:52Вообще-то потребительское кредитование вопрос ещё тот. Дело в том, что он провоцирует инфляцию. Т.е. создаются деньги из воздуха. Кредитовать нужно то, что увеличивает объёмы товаров, их качество, ассортимент, т.е. науку и производство. А потребительское кредитование просто провоцирует рост цент, что и показала прекрасно ипотека.
[ответить]
16122005
#9, 26/07/2010 - 16:56Я никак не имел в виду инициировать дискуссию на тему пользы или вреда потребкредитования :), а хотел лишь подчеркнуть, что ограниченный в источниках дохода банк слабее неограниченного. Бизнес развивается главным образом за счет заемных средств (без них, во всяком случае, все будет происходить гораааздо медленнее); значит, основное условие – наличие у банка средств, которые он может ссудить. А откуда у банка средства – другими словами, на чем он зарабатывает (инвестбанки трогать не будем, это отдельная тема)?
Я никак не имел в виду инициировать дискуссию на тему пользы или вреда потребкредитования :), а хотел лишь подчеркнуть, что ограниченный в источниках дохода банк слабее неограниченного. Бизнес развивается главным образом за счет заемных средств (без них, во всяком случае, все будет происходить гораааздо медленнее); значит, основное условие – наличие у банка средств, которые он может ссудить. А откуда у банка средства – другими словами, на чем он зарабатывает (инвестбанки трогать не будем, это отдельная тема)? Во-первых, на депозитах (т.е., принимая деньги в рост); во-вторых, на кредитах (давая деньги в рост); разница между второй и первой ставкой и есть маржа банка. Если и то и другое запрещено, а остается только участие в прибыли (и, соответственно, убытках заемщика – т.е. это портфельное инвестирование получается, а не банкинг) – у такого банка оборот будет много меньше «нормального» банка, а значит, меньше возможностей для кредитования бизнеса. Экономика, в которой существуют только такие «халяльные» банки, неизбежно будет отставать. Другой вопрос, что сейчас не средние века, когда предприниматель уже территориально был ограничен в источнике кредита, и такая экономика просто невозможна. Так что, исламский банкинг – это такой нишевой продукт для особо щепитильных граждан (типа безалкогольного пива, ну или шариатских поликлиник), но как экономическая модель – по-моему, смешно.
[ответить]
witeman
#10, 26/07/2010 - 17:32//ограниченный в источниках дохода банк слабее неограниченного//
Достаточно спорное утверждение, в общем смысле. Такой банк получает временные конкурентные преимущества за счет остальных, не более. В долгосрочной перспективе преимущества неоднозначны. Недаром сейчас США начинают усиленно регулировать банковскую сферу. Потому как ослабление ограничений как раз и привело к выпуску банками неограниченного числа всяческих форвардов, фьючерсов и прочих "деривативов", что дало им (банкам) временный "неограниченный источник доходов", с которым теперь непонятно как быть, чтобы всех этим дерьмом не накрыло.
//ограниченный в источниках дохода банк слабее неограниченного//
Достаточно спорное утверждение, в общем смысле. Такой банк получает временные конкурентные преимущества за счет остальных, не более. В долгосрочной перспективе преимущества неоднозначны. Недаром сейчас США начинают усиленно регулировать банковскую сферу. Потому как ослабление ограничений как раз и привело к выпуску банками неограниченного числа всяческих форвардов, фьючерсов и прочих "деривативов", что дало им (банкам) временный "неограниченный источник доходов", с которым теперь непонятно как быть, чтобы всех этим дерьмом не накрыло.
Впрочем, понятно, что для западных стран исламский банкинг действительно "нишевая экзотика", потому как там нет того самого "обчества", которое согласится отвечать за всякого своего члена. Там принципы жизни другие, и из них вырастают принципы банковской системы, а не наоборот. Сначала - понятие справедливости, имеющееся в обществе, а уж потом из него экономические принципы. А наша попытка внедрить в 90-е "идеальные", "разумные", эффективные" экономические принципы без всякого учета понятий о справедливости в обществе, показали заведомо прогнозируемый результат.
[ответить]
chvv
#11, 27/07/2010 - 07:20Об исламском банкинге\\Вообще-то в советсткие времена существовала такая форма как кассы взаимопомощи на предприятиях. Сам я никогда ими не пользовался, а вот как родители обсуждали эту тему - слышал.
Заразы работать не дают (бьют по правайдерам).
[ответить]
Георгий2010
#12, 26/09/2010 - 10:15Там не берут процентов, но - т.к. банки должны зарабатывать - то они берут повышенные комиссионные за различные услуги, а также повышенную плату за "ведение счета", и пр. То на то и выходит.
[ответить]
Artur
#13, 26/07/2010 - 11:00Точки зрения Вебера и Зомбарта не антагонистичны, они описывают одно и то же, но сконцентрированы на разных вопросах. Вебер описывает не сам тип, а процесс и условия становления этого типа, и если рассмотреть данные Вебером характеристики людей, придерживающихся парадигмы "спасения по предопределению" ясно видно, что с точки зрения теории пассионарности эти люди однозначно пассионарны, и этика выступала в роли пассионарной доминанты в деле формирования нового общественно-культурного типа. Другое дело, что этика без системы изменения и формирования подсознания типа исихазма не обеспечивает долговременное воспроизводство этого антропологического типа, что фактически признает Вебер, говоря о том, что современна этика производителя сильно отличается от рассматироваемой в его работе этике.
Точки зрения Вебера и Зомбарта не антагонистичны, они описывают одно и то же, но сконцентрированы на разных вопросах. Вебер описывает не сам тип, а процесс и условия становления этого типа, и если рассмотреть данные Вебером характеристики людей, придерживающихся парадигмы "спасения по предопределению" ясно видно, что с точки зрения теории пассионарности эти люди однозначно пассионарны, и этика выступала в роли пассионарной доминанты в деле формирования нового общественно-культурного типа. Другое дело, что этика без системы изменения и формирования подсознания типа исихазма не обеспечивает долговременное воспроизводство этого антропологического типа, что фактически признает Вебер, говоря о том, что современна этика производителя сильно отличается от рассматироваемой в его работе этике. И последнее. Как быть с банковским кредитом в православии ? Без банковской системы нет капитализма, православие же запрещает банковский процент, т.е единственная система хозяйствования, совместимая с православием это социалистическая система.
[ответить]
Stirlitz
#14, 26/07/2010 - 13:26Вебер обнаружил определённые особенности в индустриальном переходе стран протестантского региона, не более того. В других регионах тот же процесс шёл иначе, но ничуть не хуже.
Никаких причин считать протестантизм более перспективной в этом отношении конфессией не вижу. Реально первые попытки индустриального перехода имели место ещё в XIV веке, и наиболее передовыми странами тогда были средиземноморские - итальянские города государства, в частности. Процесс был прерван серией природных катастроф XIV века, в первую очередь - пандемией чумы, убившей около трети населения Западной Европы.
Вебер обнаружил определённые особенности в индустриальном переходе стран протестантского региона, не более того. В других регионах тот же процесс шёл иначе, но ничуть не хуже.
Никаких причин считать протестантизм более перспективной в этом отношении конфессией не вижу. Реально первые попытки индустриального перехода имели место ещё в XIV веке, и наиболее передовыми странами тогда были средиземноморские - итальянские города государства, в частности. Процесс был прерван серией природных катастроф XIV века, в первую очередь - пандемией чумы, убившей около трети населения Западной Европы.
Но и позже, в XVI веке, когда этот индустриальный переход реально произошёл, первоначально лидером движения в этом направлении была католическая Испания, первой осуществившая трансокеанское путешествие (по тем временам - как космический полёт сейчас). Как известно, первой индустриальной страной стали Нидерланды - после революции и гражданской войны - в конце XVI века. Но ещё в 1520-х годах Испанию охватило движение "коммунерос" - попытка местной буржуазии добиться политического влияния, сравнимого с дворянством. Дворянство победило, т.к. уже опиралось на ресурсы ограбляемой Америки. Только благодаря этому движение коммунерос было подавлено, а следующей по рангу индустриального развития оказалась Голландия (тоже часть Испанской Империи: местная буржуазия заменила собственно испанскую после её разгрома).
Так что - протестантские страны отнюдь не лидировали в процессе становления капитализма на его первом этапе. Им повезло с географическим положением (на берегу не закрытого Средиземного моря, а - океана) и с поражением буржуазии в Испании.
Что касается России, то она относилась, в целом, к тому же северному региону, что и Голландия. Тут протоиндустриальные процессы шли в рамках Ганзейского союза городов, в состав которого входили все заслуживающие упоминания города региона - от Лондона до Смоленска (в России наиболее важный центр - Новгород, в которм находилась одна из "штаб-квартир" Ганзы). Москва также была важнейшим торговым центром, контролировавшим торговлю с с Востоком по Волго-Каспийскому пути. Соответственно, когда централизованное государство устоялось, торгово-промышленный потенциал страны оказался весьма велик (Новгород-Псков + Москва). Россия вступила в индустриальный переход тогда же, когда и другие страны Северной Европы - примерно, как Голландия или чуть позже. Именно это в значительной степени спровоцировало Ливонскую войну - для Росиии её смысл заключался в выходе к морю и устранению иностранных посредников в торговле. Закрепиться на Балтике не удалось, но проблема в значительной степени всё же была решена после основания порта Ново-Холмогоры, в дальнейшем ставшего Архангельском (конечно, полгода он не работал из-за ледовой обстановки, но остальные полгода - работал ведь всё же...).
В обшем, Ливонская война и Смута замедлили индустриальный переход в России, но уже к середине XVII века процесс шёл так же, как и везде (Англия по-настоящему раскочегарилась тоже только после Кромвеля...). Пётр только ускорил процесс и - главное! - вывел страну к незамерзающим (почти) морям (но процесс индустриального перехода шёл и до Петра). В общем, если опираться строго на факты - не вижу никаких оснований считать, что протетантизм удобнее для индустриального развития, нежели католицизм и православие.
[ответить]
witeman
#15, 26/07/2010 - 13:34Ещё один плюсик ставим Познеру, за то что дал Егору Станиславовичу повод вновь повторить свои куда более интересные (чем у познера) мысли. А повторение, как известно - мать учения.:)
Я же, в поддержку и дополнение, сошлюсь на свой второй комментарий про староверов: http://novchronic.ru/comment1434.htm
[ответить]
Алексей ©
#16, 26/07/2010 - 16:25Познер, конечно примитивен, хотя и является фигурой, выделяющейся на общем удручающе сером либеральном фоне российской медийной тусовки. Хомогорову, на мой взгляд, надо продолжить свои мысли и не останавливаться на пол-пути - остаётся ощущение незавершённости. Про староверов-предпринимателей интересно, хотя мне-то кажется вы этот "аскетический идеал" слегка приукрасили. Всем известно, что Рябушинский, да и Савва Морозов жили отнюдь не в аскетизме. Один морозовский особнячок чего стоил. Да и неизвестно какой оттенок приобрела бы староверческая деловая этика не будь они гонимы по религиозным мотивам.
[ответить]
Андрон
#17, 31/07/2010 - 13:29Всем решпект. Насчет староверов. Почему неизвестно, как жили бы староверы, если бы "их не гнобили"? Знаете, уважаемый Алексей, хорошо бы и жили. Да и живут. Два раза в году ДОМ свой моют от конька до фундамента. Чистота истовая. БМВ, мерины во дворах. Я про Сибирь. Там-то их не гнобили точно. Правда, бОльшая часть их "ассимилировалась", слилась с "никонианцами".))) Про чудаков из таежных заимок данных не имею.
[ответить]
Алексей ©
#18, 27/08/2010 - 00:02Но в Сибири не было крепостничества, не было дворянских гнёзд. Поэтому и сравнивать трудно...
[ответить]
Андрон
#19, 28/08/2010 - 08:46Это правда. К тому ж добавлю, не было войн, оккупации. Всего того, что формирует неуверенноссь характера. А опальных вельмож было вдосталь, даже конторам было трудно их истребить. Плюс крепкие корни сибиряков переселенцев, из казаков, смелых трудолюбивых крестьян. Даже каторжане внесли свою мажорную ноту. Я порой думаю, вот оттуда, из сибирских краев-то и поидет Россия. Потому что та сторона, хоть и "спорчена" немного приезжими хапугами. Но стержень крепкий сохранен. Решпект староверам. Я, хоть и крещен в РПЦ, староверов очень уважаю. Да и считаю, мы едины. Давно пора и формальности по воссоединению соблюсти.
[ответить]
Корхов Юрий Вадимович
#20, 28/08/2010 - 10:06Мне кажется, что Путин, путешествуя по Сибири обдумывает и присматривает куда переместить столицу России, если ему удастся стать президентом в 2012 году, конечно. Опыт Назарбаева манит и убеждает - игра стоит свеч. Державное старичье не поедет, конечно, в Сибирь на пустое место. А вот молодежь можно потянуть за собой. Новизна и борьба в суровых краях - это захватывает и очищает. Нужен освежающий молодой порыв русским людям. Ну сколько можно стоять в пробках московских, вдыхая гарь и выхлоп? Пел я когда-то в молодости (50-е годы) в поезде движущемся на восток: "Едем мы друзья в дальние края, станем новоселами и ты, и я". Может так начнется русский ренессанс?
[ответить]
Андрон
#21, 28/08/2010 - 12:33Резон есть. В Москве пошевелиться негде, инородцами заполнена. А Сибирь, хоть и многонациональна (в родном Кузбассе и русские, и украинцы, и немцы, и шведы -потомки тех самых, полтавских, поляки, татары, испанцы со времен какого-то там Интернационала, конечно, коренные народы), да истового национализма в ней отродясь не бывало. Все -русские! Эскиз идеальной Руси (Артании). Климат здоровый. Лето, хоть и короткое, жаркое. Зима, хоть и холодная, сухая, без сопливости. Земля чернозем. Люди более добросовестны и честны. К чужакам приглядываются, несколько осмотрительней и степенней "европейцев". Сделано в Сибири - бренд. Новосибирск - чем не столица?
Резон есть. В Москве пошевелиться негде, инородцами заполнена. А Сибирь, хоть и многонациональна (в родном Кузбассе и русские, и украинцы, и немцы, и шведы -потомки тех самых, полтавских, поляки, татары, испанцы со времен какого-то там Интернационала, конечно, коренные народы), да истового национализма в ней отродясь не бывало. Все -русские! Эскиз идеальной Руси (Артании). Климат здоровый. Лето, хоть и короткое, жаркое. Зима, хоть и холодная, сухая, без сопливости. Земля чернозем. Люди более добросовестны и честны. К чужакам приглядываются, несколько осмотрительней и степенней "европейцев". Сделано в Сибири - бренд. Новосибирск - чем не столица? И защищена Уралом. И не очень предрасположена к инопочитанию. Если бы Путин, Господь его вразуми, так сделал, большую пользу государству принес бы. И про Китай в уме держим. И про мадам, которая изволит мыслить, что "Сибирь должна принадлежать миру".
[ответить]
Ксеня
#22, 28/08/2010 - 12:57Хоть бы. Я бы первой поехала в Сибирь. Огромная чудесная страна. С отличными людьми. Кстати, Назарбаев не зря новую столицу Астану на севере поставил. По сути на южных сибирских землях. Которые наши правители, как это водилось с незапамятных времен, стали щедро раздариваться. Но назвал он столицу, кто знает татарский язык (о друг мой Орландо, извини, если что не так!) неудачно.
[ответить]
витёк
#23, 26/07/2010 - 13:44опровергается простой эмпирикой: БМВ - Бавария, МАН - Бавария, Даймлер - Баден-Вюртемберг, VW - боссы хоть и сидят в Ниж. Саксонии, но начинался тоже в Б-В. Мессершмит - и тот Bayerische Flugzeugwerke AG. как известно, юг Германии как был католическим, так и остался. а чем знаменита Голландия? тюльпанами? Швейцария? ролексом? или сыром?
[ответить]
Алексей ©
#24, 26/07/2010 - 18:29Вюртемберг - колыбель лютеранства. И вообще не суть - после окончания религиозных войн население обязывалось перенимать ту религию, которую принимал сюзерен, тут уже не до принципов.
[ответить]
витёк
#25, 26/07/2010 - 18:58как бы то ни было, в южных землях Реформация проиграла. \\\ Хеклер и Кох - Баден-В, Бош - Б-В, Хайденхайн - Бавария, BASF - Б-В. портят статистику: Сименс - Берлин, да и у того второй штаб то ли в Мюнхене, то ли где-то там. AEG - Берлин, но и там баварец замешан. Крупп - Рур, я не знаю, католики там али схизматики.
[ответить]
витёк
#26, 26/07/2010 - 22:47в Северном Рейне - Вестфалии католики составляют большинство http://de.wikipedia.org/wiki/Nordrhein-Westfalen#Religion
[ответить]
Алексей ©
#27, 26/07/2010 - 23:11nicht verstehen, comrade :)
[ответить]
витёк
#28, 26/07/2010 - 23:23Рур входит в НРВ. католики - 40% от всего населения, лютеране - 30, безбожники - 25 и ок. 3 - мусульмане. куда делись ещё 2, источник не сообщает.
[ответить]
Алексей ©
#29, 26/07/2010 - 23:31Может православные?
[ответить]
витёк
#30, 27/07/2010 - 00:00вероятно, 2% - это "прочие". в Германии не только турки, а каждой твари по паре.
[ответить]
Гость-100
#31, 26/07/2010 - 15:41О социализме так ненасытно мечтают только бездельники, или всякие псевдофилософы (в общем то же самое). Хотя были слухи что Холмогоров все таки не побрезгал себе завести iphone? С этим у него никаких проблем, просто очень хотелось бы что-бы не самому ему пришлось выложить за это удовольствие пару сот долларов, а что-бы некое "Государство" ему его подарило. Ну конечно!!! Всем бы так хотелось
[ответить]
Гостевой
#32, 26/07/2010 - 16:03Господа, индустриальное развитие была связано с упрочением научного и секулярного мировоззрения. Протестантизм просто оказался наиболее удобным переходным звеном от средневекового мировоззрения к секулярному.
[ответить]
witeman
#33, 26/07/2010 - 17:21А в Китае, Японии, Индии что оказалось сейчас наиболее удобным переходным звеном? Или Вы им тоже посоветуете протестантскую этику усвоить, для лучшего понимания?
[ответить]
Гостевой
#34, 26/07/2010 - 18:22Есть конфуцианская этика... А чаще всего просто заимствование с поправкой на местную специфику западного секулярного и научного мировоззрения. Вот и весь секрет...
[ответить]
Stirlitz
#35, 26/07/2010 - 18:22Первая попытка индустриального перехода имела место ещё в 14 веке, в Средиземноморском регионе.Помешала ей пандемия чумы, на десятилетия опустошившая регион, но никак не конфессиональные особенности католицизма.
В 16 веке первой по уровню социального развития была Испания, и движение "коммунерос" - попытка буржуазии подвинуть от власти дворянство -имело место ещё в 1520-х гг, за полвека до Нидерландской революции. Онопотерпело поражение потому, что дворяство резко усилилось за счёт ограбления Америки. Тольк после разгрома собственно испанской буржуазии поднялась занявшая её место фламандская.
Первая попытка индустриального перехода имела место ещё в 14 веке, в Средиземноморском регионе.Помешала ей пандемия чумы, на десятилетия опустошившая регион, но никак не конфессиональные особенности католицизма.
В 16 веке первой по уровню социального развития была Испания, и движение "коммунерос" - попытка буржуазии подвинуть от власти дворянство -имело место ещё в 1520-х гг, за полвека до Нидерландской революции. Онопотерпело поражение потому, что дворяство резко усилилось за счёт ограбления Америки. Тольк после разгрома собственно испанской буржуазии поднялась занявшая её место фламандская.
В России индустриальный переход шёл вполне благополучно. В Нидерландах революция была в 1570-х. Россия в это время вела Ливонская войну, а потом впала в Смуту. Но как только всё успокоилось, мануфактуры и всё прочее стали стремительно развиваться и у нас. Так что и православный регион ничуть не отстаёт.
Не вижу особых оснований говорить об удобстве протестантизма.
[ответить]
witeman
#36, 17/08/2010 - 11:44//Первая попытка индустриального перехода имела место ещё в 14 веке, в Средиземноморском регионе.Помешала ей пандемия чумы, на десятилетия опустошившая регион, но никак не конфессиональные особенности католицизма.//
На эту тему есть интересный текст в интернете. Эпидемия чумы - лишь последнее звено цепи, а что ей предшествовало - весьма любопытно. "Золотая сеть". Сравните с настоящим.
Увы, сылку где-то потерял, осталась только часть текста:
//Первая попытка индустриального перехода имела место ещё в 14 веке, в Средиземноморском регионе.Помешала ей пандемия чумы, на десятилетия опустошившая регион, но никак не конфессиональные особенности католицизма.//
На эту тему есть интересный текст в интернете. Эпидемия чумы - лишь последнее звено цепи, а что ей предшествовало - весьма любопытно. "Золотая сеть". Сравните с настоящим.
Увы, сылку где-то потерял, осталась только часть текста:
" Тринадцатое столетие было временем ускоренного экономического развития. Монгольское Завоевание Азии сыграло окончательную роль в разрушении Арабской империи. Это привело к открытию путей для торговли с Китаем Марко Поло. Возросла роль Генуи в торговле, что привело к конкуренции с Венецией, а Флоренция становится сильным международным банковским центром. Но даже в Тринадцатом столетии кредит торговцам и владельцам земли рассматривался, как менее рискованный, чем кредит европейским монархиям. Так Императору Фредерику II ссуды были предоставлены под 30-40 %. Вновь были установлены законодательные ограничения на величину ссудного процента. В испанской Модене максимальная ставка была установлена в 20 %, в то время как в Милане и Генуе максимальная ставка была 15 %, В Вероне - 12.5 %, в на Сицилии -10 %. Максимальная ставка в Англии, однако, осталась в 43 % 1/3. В Германии, возможно, был самый высокий в этот период процент - 173 %.
Слово банк происходит от слова «banca», что значит стол, на который средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты в мешках и сосудах. «Bancherii»- так назывались уже в XII веке менялы в Генуе. От слова banca происходит также слово банкрот. Когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, разбивали стол за которым он сидел- banco rotto ( дословно, переворачивание стола).
Средневековые города начали учреждать общественные банки («montes»). Они учреждались для поддержки государственных финансов. Правительство делало у граждан принудительные займы и выплачивало на них ренту. Впоследствии «montes» стали принимать и вклады, но им не разрешалось взимать проценты.
«Наши компании ныне ведут своими средствами большую часть европейской торговли и питают почти весь мир. Англия, Франция, Италия и многие другие, прежде преуспевающие государства оказались от нас в непокрываемой долговой зависимости, и, поскольку их годовых доходов не хватает даже на выплату процентов по займам, они вынуждены предоставлять нашим торговцам и банкирам все новые и новые привилегии. Наши представители взяли под свою руку сбор налогов, таможню и скупку сырья во многих государствах', - эти строки написал в 30-е годы XIV века Даттео Виллани -флорентийский хронист и по совместительству член правления торгово-промышленной компании Filippo d'Amadeo Peruzzi. Наряду с другими компаниями Флорентийской республики, созданными семействами Барди, Аччаюоли, Бонаккорзи, Кокки и проч., компания Peruzzi проводила в первой половине XIV века политику, которую в наше время назвали бы «глобализацией под контролем корпораций». Сами флорентийские торговцы и банкиры именовали дело рук своих «'золотой сетью». Они первыми предложили коммуне разместить очередной городской заем, за что получили на откуп сбор налогов за помол зерна и винокурение. Торговые компании также начали принимать деньги и драгоценности на хранение под небольшой процент.
Кроме того, флорентийцы с начала XIV века разработали и внедрили в ряде европейских стран массу различных юридических уловок, позволявших им обходить церковный запрет на взимание процентов с долга. Проблему отношения церкви к ростовщичеству мы будем рассматривать позднее.
К началу XIV века сфера влияния католической церкви настолько расширилась, что собирать церковную десятину и другие церковные доходы силами одной лишь папской администрации оказалось довольно сложно. Монастыри и епископы месяцами задерживали платежи, подрывая всю экономику папской курии. Церковь, как никогда, остро нуждалась в деньгах - в Авиньоне строилась новая резиденция папы, там фактически на ровном месте нужно было в кратчайшие сроки возвести целый город.
Уже в 90-х годах XIII века при резиденции папы открылись отделения сиенского банка Большого стола и флорентийских торгово-промышленных компаний Uzziano, Peruzzi и Bardi. Они оказывали престолу Св. Петра услуги по сбору десятины в отдаленных регионах. Вначале компании занимались обычной перевозкой денег на собственном транспорте. Затем была введена практика финансовых гарантий, после чего компании фактически занялись переводом средств. Наконец, когда расходы папского двора в связи со строительством в Авиньоне многократно возросли, флорентийцы предложили курии получать платежи с определенных территорий авансом за счет их средств - а компании потом сами соберут десятину в срок ее выплаты.
Флорентийцы получили от папы право на 10-процентную маржу при сборе платежей - иначе говоря, компании выкупили у церкви эксклюзивное право нарушать догмат о том, что взаймы нужно давать, ничего от этого не ожидая.
Нарушение догмата оказалось весьма востребованным в большинстве стран христианского мира: в филиалы флорентийских торговых контор стали обращаться европейцы, желавшие поместить или занять деньги под процент.
«Свои деньги на хранение купцам Флоренции отдавали многие бароны, прелаты и другие обеспеченные люди Неаполитанского королевства, Франции, Англии, - пишет хронист Виллани. - Трудно назвать страну, где не знали бы о флорентийских компаниях, которые благодаря своим весьма разветвленным связям и крупным масштабам своей организации готовы ссужать любую валюту почти в любом требуемом количестве».
Сотрудничество с папским престолом открыло компаниям Bardi и Peruzzi массу новых возможностей. Во-первых, они теперь не боялись кредитовать крупных европейских феодалов, которые как огня боялись отлучения от церкви. В конторских книгах Peruzzi, к примеру, есть запись о расходах на получение буллы об анафеме некоему французскому барону, отказавшемуся возвращать долг флорентийцам. Все удовольствие обошлось в 140 флоринов - на дорожные расходы флорентийскому порученцу, ездившему в Авиньон, и на подарок папскому секретарю. Папа Иоанн XXII отлучил орден госпитальеров Иерусалима, задолжавший компании Bardi 133 000 флоринов.
Впрочем, у Bardi был свой эффективный метод задабривания папских чиновников. Компания завела в своем банке «счет Господа Бога», на который ежегодно начислялось 5000 - 8000 флоринов. Эта довольно крупная сумма передавалась папским секретарям на мессу по прощению ростовщичества.
В 1311 году Папа Иоанн XXII рекомендовал компании Bardi и Peruzzi как своих полномочных агентов английскому королю Эдуарду II, искавшему деньги на постройку Вестминстера и на войну против баронской оппозиции во главе с Мортимерами. Иностранцы не имели права находиться на территории Англии более 40 дней, причем чужеземцы обязаны были проживать в домах местных жителей и держать свои товары на их складах. Но в 1311 году Эдуард II, получив 2100 фунтов стерлингов от Bardi и еще 700 - от Peruzzi, отменил большинство ограничений прав иностранцев. С 1312 года операции компаний Bardi и Peruzzi в Британии постоянно расширялись - пропорционально росту задолженности английской короны. В 1314 году флорентийцы получили разрешение торговать во всем королевстве 'для удовлетворения своих интересов и в целях заботы о делах короля'. В 1318 году эти компании получили от английского короля право назначать своих представителей на государственные должности, а в 1324 году - право на закупку шерсти по всей территории королевства. Наконец, компания Bardi добилась права взимать таможенные пошлины и некоторые виды налогов в доменах короля.
В 1327 году Мортимерам при финансовой поддержке все тех же Bardi и Peruzzi удалось свергнуть Эдуарда II и посадить на трон его наследника - 15-летнего Эдуарда III. Юный король в первые годы правления увеличил долг Англии флорентийцам до астрономической цифры - 1, 7 млн. флоринов. Он объявил войну Шотландии, предъявил свои претензии на корону Франции, что послужило причиной для начала Столетней войны. Все военные расходы велись за счет флорентийских кредитов. Ежегодный доход казны составлял около 60 000 фунтов стерлингов, но он постепенно сокращался из-за льгот иностранным купцам. Англии для погашения долга потребовалось бы либо несколько столетий, либо несколько победоносных войн. Эдуард III проиграл шотландскую кампанию, причем выплата огромной контрибуции проводилась опять же за счет итальянских компаний. В итоге в 1340 году «золотая сеть» лопнула, обанкротив почти всю Европу.
Большая часть средств была предоставлена в долг английскому королю, который объявил, что сочувствует своим верным флорентийским друзьям, но помочь ничем не может, ибо королевская казна пуста. Глава компании Peruzzi осенью 1340 года скончался в Лондоне от сердечного приступа, и в последующие четыре года Bardi, Peruzzi, а также более 30 связанных с ними компаний поменьше объявили о своем банкротстве. За этим последовали «дефолты» папской курии, Неаполитанского королевства, Кипра и других стран, опутанных «золотой сетью».
Беспорядки в Европе, вызванные кризисом средневекового глобализма, продолжались почти два десятилетия. Хронист Виллани записал: «Для Флоренции и всего христианского мира потери от разорения Bardi и Peruzzi были еще тяжелее, чем от всех войн прошлого. Все, кто имел деньги во Флоренции, их лишились, а за пределами республики повсеместно воцарились голод и страх».
В Венеции, правительство требовало, чтобы две пятых всех банковских депозитов были вложено в государственный долг. Мировая экономика испытывала серьезный спад. Нормы процента в течение четырнадцатого столетия повысились драматично. Италия часто предоставляла ссуды под 50 % преуспевающим Нидерландам, а под сомнительные ссуды норма процента достигала 100 % в год. Во многих случаях ставки достигали 100-200% и более: так, в Линдау в 1348 г. ростовщики взимали по ссудам свыше 216% годовых. "
[ответить]
16122005
#37, 17/08/2010 - 12:58Классный фрагмент. Сюда же отнесем крушение тамплиеров. Заметьте, однако (коль Вы предлагаете сравнить с настоящим), что рухнули отнюдь не несостоятельные должники, а кредиторы.
[ответить]
witeman
#38, 17/08/2010 - 15:37Да-да, увы, именно так. Т.е. сегодняшний мир держится на страхе Китая, Японии, России и т.д. лишиться основного должника. Но тут, для нас, по крайней мере, ситуация не столь безвыходная. Если дефолт будет всеобщим, то у нас примерный паритет долларовых вложений и займов.
Касательно должника. К сказанному следует прибавить, что в 1337 году началась Столетняя война между Англией и Францией. Т.е. аглицкий король, насосавшись и кинув всех своих кредиторов, почувствовал себя самым крутым и ввязался в борьбу за кусок, ставший ему поперёк горла. Чем кончилось - Вы знаете.
[ответить]
16122005
#39, 17/08/2010 - 16:43Сложно сказать. Если будет всеобщий дефолт, доллары превратятся в бумажки и мы останемся при своих, это да. Но и спрос на энергоносители упадет многократно. Т.е., если Запад ждет снижение жизненного уровня, то нас оно тем более ждет :) А вообще, в ситуации всеобщего дефолта выиграет тот, у кого армия сильнее (ну это как водится).
Насчет аглицкого короля - а у нас кто Францией будет? Иран, что ли? Или Китай?
[ответить]
Гость Галина
#40, 26/07/2010 - 18:12Огромное спасибо автору за статью. Значит все-таки есть люди знающие и понимающие в каком направлении должна развиваться наша страна. Это дает большую надежду. На этом сайте вообще немало прекрасных авторов - умных и честных. Умеющих донести свои знания до других людей. Я так рада, что попала сюда. Комментарии тоже есть очень интересные, особенно понравился исторический экскурс Stirlitz-а. Я не знала про Движение "коммунерос" в Испании в 1520 году. Читала только, что испанцы выгнали от себя иудеев, которые принимая христианство, продолжали тайно исповедовать иудаизм. Те ушли на север, в Нидерланды, где были приняты ради их огромных капиталов. Вскоре там прокатилась волна иконоборческих восстаний, а затем дошло и до революции, основной целью которой был отьем земель у Церкви.
Огромное спасибо автору за статью. Значит все-таки есть люди знающие и понимающие в каком направлении должна развиваться наша страна. Это дает большую надежду. На этом сайте вообще немало прекрасных авторов - умных и честных. Умеющих донести свои знания до других людей. Я так рада, что попала сюда. Комментарии тоже есть очень интересные, особенно понравился исторический экскурс Stirlitz-а. Я не знала про Движение "коммунерос" в Испании в 1520 году. Читала только, что испанцы выгнали от себя иудеев, которые принимая христианство, продолжали тайно исповедовать иудаизм. Те ушли на север, в Нидерланды, где были приняты ради их огромных капиталов. Вскоре там прокатилась волна иконоборческих восстаний, а затем дошло и до революции, основной целью которой был отьем земель у Церкви. Протестантство, особенно в разработке Кальвина, выхолащивает христианство, оставляя от него одно название. Оно противоположно христианству по вектору развития и приводит к противоположному результату. Создано как-будто на заказ. Поэтому оно враждебно Православию, само об этом прекрасно знает и соответственно к нему относится.
[ответить]
Stirlitz
#41, 26/07/2010 - 18:34Спасибо. Евреев из Испании действительно выгнали. Но тут надо учитывать, что это решение по крайней мере отчасти было пролоббировано конкурентами евреев - итальянскими банкирами, чьё финансовое могущество уходило корнями чуть ли не в эпоху Древнего Рима, и уж во всяком случае на тот момент оно еврейскому, мягко говоря, как минимум не уступало. Т.е. вместо евреев пришли итальянцы - принесли, кстати, с собой основы культуры Возрождения (Италия, как-никак). Так что влияние изгнания евреев на события в Испании переоценивать не стоит.
Спасибо. Евреев из Испании действительно выгнали. Но тут надо учитывать, что это решение по крайней мере отчасти было пролоббировано конкурентами евреев - итальянскими банкирами, чьё финансовое могущество уходило корнями чуть ли не в эпоху Древнего Рима, и уж во всяком случае на тот момент оно еврейскому, мягко говоря, как минимум не уступало. Т.е. вместо евреев пришли итальянцы - принесли, кстати, с собой основы культуры Возрождения (Италия, как-никак). Так что влияние изгнания евреев на события в Испании переоценивать не стоит.
А Испания (и Португалия) на начало XVI века объективно были наиболее высоко развитыми странами. Собственно, именно потому они и начали первыми Великие Географические открытия - предпосылкой к тому послужило совершенствование морской техники и навигации, а также проделанная грандиозная работа по систематизации морских карт. Открытие Америки - бонус, который Иберийские страны получили от истории за свои бесспорные достижения. Но - в итоге они "уснули на лаврах" и уступили первенство Нидерландам (Англия пришла уже позже).
[ответить]
Гость Галина
#42, 26/07/2010 - 19:21Stirlitz: "...Так что влияние изгнания евреев на события в Испании переоценивать не стоит." - Бог с ней с Испанией вместе с ее событиями. Важно, что за возникновением протестантизма явственно просматриваются интересы иудеев, подчеркиваю - не евреев, а именно носителей иудаизма, которые были поставлены перед необходимостью мимикрировать под христиан, сохраняя при этом полную свободу жить по своим правилам внутри христианского мира. Напомню, что это привело к войнам между католиками и гугенотами (протестантами), охватившим всю Европу. Все последующие протестантские революции приводили к ослаблению позиций Христианской Церкви. Также и у нас в 1917 г. главный удар был направлен именно против Церкви. Надо хорошо понимать, кем и как используется протестантская религия, которая так мила нашим западникам, типа Познера.
[ответить]
Artur
#43, 27/07/2010 - 15:26Я думаю что Холмогорову было бы правильно написать соразмерную статье Вебера статью "Этика деятельного исихазма и дух предпринимательства" - он достаточно подготовлен для написания такой статьи. Я не говорю уж о том, что доказательство на конкретных примерах того, что православие создаёт предпринимательскую активность будет иметь важное значение для поднятия общественной активности.
[ответить]
Гость Галина
#44, 28/07/2010 - 03:31Е.Хрлмогоров: " - Расширение государства и хозяйственное освоение территории шли во имя создания благоприятных условий спасения Лишь колоссальный религиозно-идеологический кризис России в XVII-XVIII вв., приведший к принятию европейской цивлизационной модели, обесценил эти достижения, прервал дальнейший процесс и привел к изъятию материальных средств в пользу государства."
Е.Хрлмогоров: " - Расширение государства и хозяйственное освоение территории шли во имя создания благоприятных условий спасения Лишь колоссальный религиозно-идеологический кризис России в XVII-XVIII вв., приведший к принятию европейской цивлизационной модели, обесценил эти достижения, прервал дальнейший процесс и привел к изъятию материальных средств в пользу государства." Значит, если я правильно все понимаю, дело было так. Воспользовавшись христианской моралью осуждающей стяжательство, призывающей рассматривать богатство только как средство а не цель, Протестантизм вывернул эту мораль наизнанку, повернул ее против Церкви и потребовал чтобы та отказалась от накопленных богатств. Вот хитрая уловка лукавого ума! При этом он подкупил людей тем, что благословил личное обогащение, как богоугодное. Ну не говорила ли я, что эта "религия" была создана по заказу обладателями капиталов? Едва расправившись с Католической Церковью, "протестанская этика" уже в XVII веке принялась за Россию. Между прочим, в "Немецкой слободе" лютеранская церковь была. Вероятно, как инструмент был использован "Монастырский приказ" вызывавший протесты Патриарха Никона. Разрыв его отношений с царем Алексеем Михайловичем означал распад "Симфонии властей" и начало слома вертикали власти. Потом дело дошло и до падения монархии, и до революции, которая вообще всех обобрала и провозгласила бедность, как моральную норму. А теперь, стало быть, нам ставится в пример Протестанская вера? Ах ты лукавый Познер! Итак скажу, что величайшей бедой для России стало влияние Протестантизма во всех его проявлениях. Спасением же для России будет возвращение к полноте Православия. Господи! Не введи нас во искушение и избави нас от лукавого!
[ответить]
16122005
#45, 12/08/2010 - 08:53В тему: http://www.lenta.ru/news/2010/08/12/milk/
Уж не знаю, плакать или смеяться (хотя, конечно, смеяться, а сотрудникам идти в суд).
[ответить]
Гость 2
#46, 17/08/2010 - 17:16Православие породил такой организационно-территориально распределенный паук, высасывавший все соки из подвластных территорий для погрязшей в разврате верхушки - Поздняя Римская Империя. Основное назначение православия - поддерживать структуру этого паука - вырабатывать опиум, парализующий субъектные действия индивида в реале (держать в покорности ничтожным хозяевам плебейские разношерстные и разноплеменные массы). Для этого православие все время толкует о "неважности" внешней (реальной) свободы и рекламируют некий ноухавный православный продукт - "внутреннюю свободу" - как прекрасную и эффективную замену внешней (реальной и оттого очень плохой:)) свободы. Патриарх Кирилл (Гуньдяев) очень любит поговорить на эту тему. А все ваши цивилизационные модернизационные парадигмы православием оттогаются т.к. они противоречат его основной задаче - см.
Православие породил такой организационно-территориально распределенный паук, высасывавший все соки из подвластных территорий для погрязшей в разврате верхушки - Поздняя Римская Империя. Основное назначение православия - поддерживать структуру этого паука - вырабатывать опиум, парализующий субъектные действия индивида в реале (держать в покорности ничтожным хозяевам плебейские разношерстные и разноплеменные массы). Для этого православие все время толкует о "неважности" внешней (реальной) свободы и рекламируют некий ноухавный православный продукт - "внутреннюю свободу" - как прекрасную и эффективную замену внешней (реальной и оттого очень плохой:)) свободы. Патриарх Кирилл (Гуньдяев) очень любит поговорить на эту тему. А все ваши цивилизационные модернизационные парадигмы православием оттогаются т.к. они противоречат его основной задаче - см. выше. Чем больше православия тем меньше науки, культуры и прогресса. Но при этом больше убогости, паскудства, юродства и нищеты. См. стихотворение поэта Пушкинской эпохи - Полежаева "Русский Бог". Там это все очень хорошо разложено. Удачи всем!!!!:)
[ответить]
Алексей ©
#47, 17/08/2010 - 19:18Вылез из кустов, пукнул и опять спрятался, пожелав всем удачи :) Как типично. А этот набор безграмонтной чепухи не заслуживает ответа.
[ответить]
Гость 2
#48, 17/08/2010 - 22:36Алексей, вы вероятно постя свои "глубокомысленные" рассуждения на этом сайте вооброжаете себя этакой грамотно-православно мыслящей глыбой, возвышающейся над всякой мелкотой типа "примитивного" либерала позднера и "незаслуживающего ответа" Гостя 2. Будьте последовательны и молчите тогда многозначительно и солидно, как и положено глыбе - а вы мельтешите и суетно грубите по мелкому пероеходя на личности :)
[ответить]
Алексей ©
#49, 26/08/2010 - 23:52О, только что заметил. Ну так вы действительно глупости пишите, причём не просто глупости, а глупости злобные, да ещё эдак залихватски удачи желаете, гаерски пришаркнув ножкой. И не примазывайтесь к "позднеру", типа кто на нас с Мишей :) Не помню, кстати, что называл его примитивным; телезлодеем - да, фигурой тоже. И вообще берите пример с йогов, не обижайтесь на слова.
[ответить]
Гость 2
#50, 28/08/2010 - 01:06Что не так - то? Хотите сказать что перечисленные мной функции служения поздне римскому начальству православию не были свойственны? Что, православие было в оппозиции что-ли кесарю? Что православия не подавляет действий? Оно что, разве не призывает тупо терпеть и каяться а учит бороться и отстаивать свои права? Разве церковная верхушка не живет в вызывающе пошлой роскоши, при этом призывая людей к покаянию и отказу от потебления? Или может она осудила (хотя бы морально) кого - то из зарвавшихся власть имущих? Что-то слишком много накопилось вопросов к вашей гламурной РПЦ и не стоит вам Алексей делать вид что проблемы нет, просто злобный и глупый Гость 2 тут все напридумывал.
[ответить]