Упокой душу Сталина…

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Эти заметки были написаны десять лет назад и по неинтересным ныне причинам так и не увидели света. Публикую их сегодня без всякого изменения. — Д.С.

Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие;
и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно:
достойни бо суть милости твоея.
Но на мне грешнем удиви милость Твою:
о сем яви человеколюбие Твое.

Из молитв на сон грядущим

О Богохранимей стране нашей,
властех и воинстве ея, Господу помолимся.

Из великой ектеньи

 

Пишу зимой, в день рождения Сталина. Юбилей — 120 лет. Каждый считает долгом отметиться на свой манер, от «Правды» до «Коммерсанта». Хочу сказать о вещах важных, поэтому откладываю публикацию до ранней весны — некруглой годовщины смерти. И не только потому, что не хочу быть причастным к юбилейной перебранке. Так уж принято в родной для меня Православной Церкви — усопших поминают не в день рождения, а в день кончины.

На душе в этот день одно чувство, очень простое.

Нам надо молиться о душе Сталина. О грешной душе Сталина.

Да, грехов у него много, и грехов больших, страшных, смертных. Но — строитель, чудом повернувший страну от революционной кромешности. И в Сарове, приютившем на святой земле секретных защитников России, этого не заметить нельзя. И в наши беспризорные времена этого не заметить нельзя.

«Осознавал ли всю тяжесть творимого?..» — на деле вопрос пустой. Оставим психологизмы беллетристам. Понимал ли в своей земной жизни или нет — непременно понял потом. Говорят, в окопах атеистов не бывает. Уж поверьте, на том свете их нет тем более. И совесть на том свете есть тоже у всех.

Нам надо молиться о душе Сталина. О грешной душе Сталина

Главное — непридуманная трагедия человека, решившего в страшные времена прибегать к страшным средствам. Вот уж подлинно — «железом и кровью», и куда железнее того же Бисмарка, прославленного этими словами.

Для спасения ли страны. Для сохранения ли власти. Своей власти? Или всякой власти в истощенной стране, донельзя ослабленной эпидемией предательства и разлада, одинокой посреди враждебного мира? Не знаю и не берусь судить. Хорошо тому, кто знает и кто уверен.

Задумаемся еще раз, как понимать необходимость молиться «о властех». Это не расписка в лояльности. Это другое.

Так уж устроен мир после грехопадения, что власть необходима. Не для того, чтобы устроить на земле рай, а для того, чтобы не пришел ад, тотальная война всех со всеми. Но при этом власть — самое сильное искушение, самый тяжелый крест, последнее испытание. Вот и молится Церковь соборно о том, чтобы властвующий остался человеком.

Мой друг посмотрел эти заметки и спросил: «А почему за Сталина? Разве мало неправедных, за которых надо молиться?»

Да, неправедных много. Но кто из них в великую войну сохранил нам страну, в которой мы сегодня живем. Чья воля создала ядерный щит. Кто отпустил (не на волю, конечно, но все же) совсем приговоренную было к полному уничтожению Церковь Земную. Господь ему Судья — почему и зачем он это сделал, версий много, но он это сделал. Так что у нас (пока мы — народ) молитвенный долг перед покойным. У людей церковных. У людей термоядерных. И у многих других. У каждого свой и за свое.

Есть и еще причина, по которой нужна такая молитва. Неприкаянная душа, о которой нет молитвенной заботы, бродит по земле, искушая живых, вспучиваясь в митинговых и газетных провокаторах всем недобрым из того многого и разного, что в ней есть.

Быть может, нужда в горькой молитве за многогрешную сталинскую душу в чем-то сравнима даже с повелительной необходимостью общего церковного и народного молитвенного предстояния царственным мученикам, всем новомученикам и исповедникам российским.

У нас (пока мы — народ) молитвенный долг перед покойным. У людей церковных. У людей термоядерных. И у многих других. У каждого свой и за свое

Пишу это со страхом и смущением, припоминая пушкинское: «...Нельзя молиться за царя Ирода Богородица не велит!..» И все же, иного не вижу. По моему чувству, может быть, ошибочному (пусть люди рассудят), такая молитва не означает потери памяти, недопустимого смешения мучеников и мучителей.

История страшна и кровава. Но это наша история. И единственный способ заделать и зарастить зияющие дыры, из которых свищет черный мерцающий свет небытия, — это покрыть их любовью. Покрыть молитвой.

Не объект для поклонения. Не идол. Не святой (и никогда не будет святым, как бы кто ни старался). А такой же грешный человек, как и все мы. И еще более грешный. Сейчас этот человек нуждается в нашей молитвенной помощи. В этом будет простая справедливость. Мы, живущие в сохраненной им стране, не можем отказать ему в том, на что вправе надеяться сами, уже после нашей кончины.

И звучат в уме слова заупокойной службы:

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый
и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый:
Сам, Господи, упокой душу раба Твоего Иосифа
в месте светле, в месте злачне, в месте покойне,
отнюду же отбеже болезнь, печаль и воздыхание.
Всякое согрешение, содеянное им словом или делом,
или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости.
Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит:
Ты бо един кроме греха, правда Твоя правда во веки,
и слово Твое истина.

 

Саров, 2000 год, ранняя весна

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.5 (13 голосов)

Сталин грешник, конечно, но не ирод. Единственный из советских руководителей, он запретил аборты, а значит обеспечил рождение многих и многих детей. В отличие от Ирода.

[ответить]

"грехов у него много, и грехов больших, страшных, смертных"

огласите хоть пол-списка, пожалуста. надоело историческое нытьё.

[ответить]

сейчас пойдем молиться за него - в храм Христа Спасителя. за убиенных, за замученных, за сирот, за ГУЛАГ, за взорваные церкви,за изуродованную Москву, за оболганную русскую историю и ее персонажей, за научный атеизм. Вечная память.

[ответить]

Хорошо сказано.

[ответить]

особенно хорошо про оболганую историю.

[ответить]

Всё правильно сказано. За оболганную русскую историю. Или не понятно?

[ответить]

оперативнее было бы помолиться за убиенных ни за что солдат в чечне за все пока еще 14 лет, за сирот при живых родителях-алкашах, за озверевших "оборотней в пагонах" чья численность превышает численность армии, за процесс секуляризации уже не церковных земель, а веры, за парализованную и изуродованную Москву в "предколапсной" депрессии, за оболганную русскую историю, за научный "расеянизм". Сейчас вопрос в том - а если война? на что способно нынешнее командование? если оно на что-то способно, то простить можно многое. Однако озвученные "итогов военной реформы" и "ненужные" офицеры лично мне покоя не дают.

[ответить]

Маленькая блошка кусает больней. Словно про Д.Сладкова сказали. Не ему судить-грешен или не грешен И.В.Сталин. И не церковным мракобесам. И.В.Сталин выдернул лапотную страну в космос и в свободу и равенство.Нынешние же властители в одной упряжке с РПЦ тянут страну и народ в дремучее средневековие и рабство. 

[ответить]

Как всё зупущенно. Гевара, на обследовании у психиатра давно не был?

[ответить]

На тебя погляжу,ты только что с приёма.Помогло? 

[ответить]

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код