Роза Шанина (03.04.1924-28.01.1945) - советский одиночный снайпер
Автор: Александр Дюков в вс, 21/03/2010 - 22:02.
На её счету 54 подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров, среди которых 12 снайперов; 3 пленных.
29
Июля 1944 года. Передайте, пожалуйста, по назначению и посодействуйте
мне. Если бы Вы знали, как мне страстно хочется быть вместе с бойцами
на самом переднем крае и уничтожать гитлеровцев. И вот, представьте,
вместо передовой - в тылу. А недавно мы потеряли ещё 4-х чёрными и 1-на
красная очень. [ В целях сохранения военной тайны о потерях Роза пишет
иносказательно, "чёрные" - убитые, "красные" - раненые. Речь идёт о
снайперах. ] Хочу мстить за них. Прошу Вас, поговорите с кем следует,
хотя знаю, что Вы очень заняты.
( Из письма к П. Молчанову )
8
Августа. Я недавно ушла в самоволку. Случайно отстала от роты на
переправе. И не стала искать её. Добрые люди сказали, что из тыла
отлучаться на передний край не есть преступление. А я знала, что наша
учебная рота не пойдёт в наступление, а поплетётся сзади. Мне же нужно
быть на передовой, увидеть своими глазами, какая она, настоящая война.
И потом, как было искать свою роту ? Кругом, по лесам и болотам
шатались немцы. Одной ходить опасно. Я и пошла за батальоном, который
направлялся на передовую, и в этот же день побывала в бою. Рядом со
мной гибли люди. Я стреляла, и удачно. А после 3-х взяла в плен...
здоровых таких фашистов.
Я счастлива Хотя за самоволку меня отчитали, даже получила комсомольское взыскание - поставили на вид.
( Из письма к П. Молчанову )
12
Августа. Командир не разрешил идти дальше с его батальоном. Сказал:
"Возвращайся, девочка, в тыл". Куда идти ? Светает. Вижу, вдали маячит
часовой. Но чей ? По ржи подползла поближе. Наши ! Спят, усталые, после
боя. И часовой дремлет стоя. Напугала его. Он расспросил, кто я и зачем
пришла. Посоветовал отдохнуть. Под плащ - накидкой сразу же заснула.
Меня разбудили, сказали: ожидается немецкая контратака. Так и есть.
Команда. Заняла ячейку. Сначала я не видела, потом вижу: метрах в 100 с
холма сползают фашистские танки с десантом. Ударила наша артиллерия.
Стреляю по десантникам. Один танк прорвался на наши позиции, но уже без
десанта. Рядом со мною в нескольких метрах раздавлены гусеницами
Старший лейтенант и боец. У меня заклинило затвор. Села, устранила
задержку и снова стреляю. Вот идёт танк прямо на меня, метрах в 10.
Ощупываю ремень, на котором были подвешены гранаты. Гранат нет.
Потеряла, наверно, когда ползала во ржи. И не страшно было. Присела,
танк прошёл мимо. Нарвались танки на нашу артиллерию, повернули
обратно. Я продолжала сваливать фашистов, когда они выскакивали из
горящих танков. Всего подбили 8 танков, остальные вернули обратно.
После всего, когда увидела убитых и раненых, стало жутко. Но взяла себя
в руки. Ясно дело - надо драться, мстить за погибших товарищей.
Немного
отдохнула и пошла искать наш женский взвод, упрятанный где-то в тылу.
Вышла на дорогу. Случайно взглянула в сторону оврага и вижу -
стоитнемец. Крикнула: "Хенде хох !" Поднялось 6 рук: значит, их трое.
Один что-то пролепетал, я не поняла. Знай только кричу: "Быстрее,
вперёд !", а винтовкой показала - ползите, мол, ко мне. Выползли.
Оружие отобрала. Прошли немного, смотрю, немец в одном сапоге. Значит,
он просил разрешения надеть второй сапог. Подвела их к деревне. Один
спрашивает: "Гут или капут ?" Я говорю: "Гут" - и веду их дальше, в
руке винтовка; за поясом гранаты и финка - ну как настоящий вояка.
Пленных сдала кому следует.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
31
Августа 1944 года. Слава богу, наконец мы снова в бою. Все ходили на
передовую. Счёт увеличивается. У меня самый большой - 42 убитых
гитлеровца, у Екимовой - 28, у Николаевой - 24.
( Из письма к П. Молчанову )
10
Октября. Видела во сне брата Федю. На сердце тяжело, мне 20 лет, а нет
близкого друга, почему ? И ребят полно, но сердце никому не верит.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
17
Октября. Опять готова к побегу на передовую. Какая - то сила влечёт
меня туда. Чем объяснить ?.. Некоторые думают, что стремлюсь к
знакомому парню. Но я же там никого не знаю. Я хочу воевать ! Я хочу
видеть настоящую войну. Ухожу. Какое наслаждение "путешествовать" по
передовой ! Наш взвод в резерве, никто за ним из следит, тем более там
думают, что я ранена и в госпитале.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
18
Октября. Атаки. Наконец-то пересекли германскую границу. Наступаем на
немецкой территории. Пленные. Убитые. Раненые. Атаковали дот. Взяли ещё
27 пленных: 14 офицеров. Крепко сопротивлялись. Иду "домой", в свой
взвод.
Сегодня была у генерала Казаряна, потом у начальника политотдела. Просилась на передовую. Плакала, что не пустили.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
20 Октября. Вчера снова была в "бегах", ходила в атаку. Наступали. Но нас остановили. Дождь, грязь, холодно. Длинные ночи.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
21
Октября. Опять жалуюсь Вам, что в разведку не переводят. Отказали
окончательно. И всё же я постоянно с разведчиками. Начальство не
выгоняет в тыл, и я довольна. Настроение, как никогда, хорошее. Вот
опять команда "Вперёд !".
( Из письма к П. Молчанову )
24
Октября. Писать не было условий, воевала. Шла вместе со всеми. Раненые,
убитые. Вернулась с передовой по вызову комполка. Приказал сидеть в
тылах. Снова бездействие.
О боже, сколько сплетен о моём
отсутствии. Даже подруги встретили с иронией: у кого была ? Если бы
знали правду, позавидовали бы. Но я молчу. Если и они вздумают
последовать моему примеру, моей вольной жизни придёт конец. Пусть
думают, что хотят.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
25
Октября. Всё же как хорошо, когда есть подруга. Саша, мне с тобой и в
грусти порой бывает весело. Я делюсь с тобой всем, что есть на душе [
Примечание: Александра Екимова - подруга Розы Шаниной ].
Вызывал
начальник политотдела по поводу моего письма, где я просила послать на
передовую и критиковала офицеров за обиды. Вспоминаю маму. Дорогая мама
! Как хочется к тебе !
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
28
Октября. За местечко под Пилькаллеоном воевала уже законно. На этот раз
отпустили. Город мы взяли. При отражении одной из самых яростных атак
противника я стреляла, кажется, особенно удачно. Много стреляла и с
близкого расстояния. Мы лежали на опушке леса за насыпью. Когда фашисты
ползли, были видны только каски. 200 метров - стреляю. 100 метров.
Фашисты поднялись в полный рост. И только когда нас отделяло метров 20,
мы отошли. Рядом погиб капитан Асеев, Герой Советского Союза.
Вечером,
усталая, пошла на командный пункт полка и первый раз за этот день
поела. Уснула крепко. Вдруг стрельба, к КП подкрались немцы. Противника
первыми заметили артиллеристы и отогнали.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
1
Ноября. Третьего дня хоронили подругу по оружию Сашу Кореневу. Ранены
ещё 2 наши девушки: Лазоренко Валя и Шмелёва Зина. Может быть, Вы их
помните ?
( Из письма к П. Молчанову )
3 Ноября.
Вернулась с передовой совершенно измотанная. Запомнится мне эта война.
4 раза местечко переходило из рук в руки. Я 3 раза уходила из-под
самого носа фашистов. Вообще-то война на территории врага - дело
серьёзное.
( Из письма к П. Молчанову )
7
Ноября. Опять была на передовой. А в это время, оказывается, приезжал
фоторепортёр из Москвы. Генерал вызывал меня, а я неизвестно где.
Сегодня встретила Генерала, и он отругал меня.
Получила письмо
из Архангельска. Земляки видели в журнале мой портрет и пишут, что
гордятся моими подвигами. Но меня слишком переоценили. Я делаю лишь то,
что обязан делать каждый советский воин. Ордена Славы для меня - это
слишком много [ Примечание: Роза Шанина первой из девушек, сражавшихся
в войсках 3-го Белорусского фронта, была удостоена орденов Славы 3-й и
2-й степени ].
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
15 Ноября.
На "охоту" сейчас не хожу. Сижу без сапог. Движение на фронте большое.
Девушки наши награждены. Нам с Сашей вчера вручили Почётные грамоты ЦК
комсомола.
( Из письма к П. Молчанову )
18 Ноября.
Настроение гадкое. Видела Николая. Первый раз его встретила, когда
бегала на передовую. Он мне немного нравится, хотя воспитанием и
образованием не блещет. Но я его уважаю за храбрость. Почему-то вбиваю
себе в голову, что люблю его. Может быть, потому, что одинокой быть
тяжело. Хочется иметь рядом близкого человека, хорошего друга.
О
замужестве не думаю. Не время сейчас. Написала письмо фронтовичке -
незнакомке. ( В дневнике оказалось неотправленное письмо некой Маше. )
"Здравствуй, Маша !
Извини, что я так тебя называю, не знаю отчества. Я решила написать, когда случайно узнала о твоём письме Клавдии Ивановне.
Ты
пишешь, что безумно любишь мужа Клавдии. А у неё есть 5-летний ребенок.
Просишь у неё прощения не за то, что позволила себе непозволительную
вещь, а за то, что собираешься в дальнейшем строить жизнь с её мужем.
Оправдываешь себя тем, что не можешь одна воспитывать ребенка, который
скоро должен появиться, и что якобы не знала раньше, есть ли у Н. А.
жена и дети.
Ты пишешь: "Что я отвечу своему ребенку, когда он
спросит, где папа ?" А что же ответит Клавдия Ивановна своему сыну, уже
хорошо знающему отца ? Он спросит после войны: "Почему не приезжает
папа ?"
Если тебе тяжело разлюбить случайно встреченного на дорогах войны человека, то как же Клавдия Ивановна забудет любимого мужа ?
Кто
я ? Как и ты, я приехала на фронт. Я снайпер. Недавно была в тылу. В
пути, в поезде, нередко чувствовала благодарность людей, разглядывавших
мои награды. Но пришлось услышать и неприятные слова. Почему ? Почему
иные косо смотрят на девушку в гимнастёрке ? Это ты виновата, Маша. Я
не находила себе тогда места, не могу успокоиться и сейчас, вернувшись
на фронт.
Часто задумываюсь, как мы, военные девушки, будем
возвращаться с войны ? Как нас будут встречать ? Неужели с подозрением,
несмотря на то, что мы рисковали жизнью и многие из нас погибли в боях
за Родину. Если это случится, то виноваты будут те, которые отбивали
чужих мужей.
Подумай, что тебя не простит не только Клавдия Ивановна, но и все мы, а нас много. У меня - всё. Роза Шанина.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
20
Ноября. Сколько вчера было приглашений на вечер в честь Дня артиллерии
- "катюшники", разведчики, 120-я батарея и ещё много - много. Пошла к
Николаю. Объяснилась с ним, написала ему записку в смысле "но я другому
отдана и буду век ему верна". И ушла к артиллеристам. Когда они
провожали меня домой, поднялась дуэльная стрельба.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
23
Ноября. Получила письмо от танкистов. Оказывается, они помнят меня и
то, как я с ними задорно смеялась и пела "Немцы топали, мундиры
штопали". Пишут, что видели мою фотографию в журнале. А я её ещё и не
видала.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
26 Ноября. Сейчас в
запасном полку. Опять отдыхаем. Скоро совсем забудем, какая она,
передовая. Поймите, жажда моей жизни - бой. И что же ? Не могу добиться
своего. Посылают туда, где редко даже стреляют. А теперь выдумали
отдых. Саша и Лида лежат на нарах и поют: "Час да по часу день
проходит". Песня ещё больше портит мне настроение.
( Из письма к П. Молчанову )
27
Ноября. Вчера были танцы. Танцую неважно. А сегодня мылись в бане.
Вспомнили, как немцы захватили в плен наших девочек. Это было в Мае.
Фашистские разведчики во время поиска на переднем крае схватили 2-х
снайперов - Аню Нестерову и Любу Танайлову. Где они сейчас ? Живы ли ?
В руках палачей...
Впервые видела немецких фрау. Мстить им за
подруг ? Нет. У меня к ним никакой ненависти. А фашистов ненавижу и
убиваю хладнокровно. И в этом вижу назначение моей жизни сейчас. А
будущее у меня неопределенно. Варианты: 1 - в институт; 2 - не удастся
первое, тогда я всецело отдамся воспитанию детей - сирот.
И чего
мне только в голову не приходит ! Решила здесь, в запасном полку,
изучить связь, азбуку Морзе. Курсы связистов за стеной. Неплохо иметь
несколько разных специальностей.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
2 декабря. Скука. За стеной играет гармонь. Хочу туда, где бой. Нельзя. Почему ? Какие несознательные эти начальники.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
5
декабря. Всё передумала о своей жизни, о справедливости, о девчатах. Я
иногда жалею, что не родилась мужчиной. Никто бы сейчас не обращал на
меня внимания, никто не жалел бы, а я бы воевала от всей души, как
хотела бы. Самой странно. Но в бою я ничего не боюсь. Ведь не
испугалась же я танка, который проехал у меня над головой. И всё-таки
пока в запасе.
Я привыкла к Саше и к Калерии, и мне без них
скучно. Я их очень уважаю, больше чем других девушек. С подругами жить
легче. Мы трое из разных семей. У нас разные характеры. Но есть что-то
общее. Дружим, и крепко. Калерия - хорошая девушка. Смелая, без тени
эгоизма. Я это больше всего ценю в людях. Саша толковая. Разбирается во
всех вопросах. Память неё золотая. Саша, Калерия и я - "Бродячая
тройка". Как буду жить без них, когда кончится война и мы разъедемся в
разные стороны ?
Нравится мне и Ева Новикова и Маша Томарова.
Ева немного вспыльчива, но всё равно мировая девчонка. Чистюлька,
скромная, самостоятельная. Маша никогда не унывает, а когда грустно,
песни поет.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
7 Декабря.
Видела в немецкой газете фото наших снайперов - Нестеровой и
Танайловой. Говорят, их пытали фашисты, но те ничего не сказали...
Часто вспоминаю любимый, родной Архангельск - стадион "Динамо", театр, кино "Арс" и "Победа"...
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
13
Декабря. Позавчера был сбор снайперов армии. Говорили и обо мне: мол,
пример хороший показываю. Вчера меня ранило в плечо. Интересно, 2 дня
назад видела сон, как будто меня ранило, и тоже в плечо. Вчера сижу на
огневой точке, вспомнила про сон. А через несколько минут вздрогнула.
Пуля фашистского снайпера попала мне в то самое место, где я во сне
видела рану. Боли я не ощутила, просто обдало всё плечо чем-то горячим.
На операции было больно. Но, кажется, рана неопасная - 2 маленькие
дырочки, хотя разрезали так, что, наверное, месяц не заживёт. Лежу.
Сустав ноет. Скоро убегу, а что будет дальше, не знаю...
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
17
Декабря. Пока лечусь. Рана ещё беспокоит. Меня направляют в армейский
дом отдыха. Там вообще-то хорошо. Но хочу посоветоваться. Не лучше ли
попроситься в госпиталь ? Из госпиталя могут направить в батальон, а не
в снайперский взвод. Почему хочу уйти из взвода ? Не потому, что не
прижилась. Характер у меня неплохой, со всеми дружу, хотя, конечно, не
обходится и без споров. Но здесь всё-таки слишком тихо. Я же хочу
треска в работе. Это моя потребность, инстинкт. Как Вам объяснить ? Ну
Вы же знаете, я жажду боя ежедневно, ежеминутно. Я могу быть более
полезна для нашего общего дела.
( Из письма к П. Молчанову )
18
Декабря. Каждый день вижу во сне Сашу и Калю. Как я по ним соскучилась.
Мне приносят письма от знакомых и незнакомых. Только что пришла из
кино. Шёл фильм "Лермонтов". Характер Лермонтова - мой. Я решила по его
примеру делать, как я считаю нужным, правильным. И ещё очень хочу быть
в чем-нибудь первой. Как мне нравится характер Лермонтова...
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
27
Декабря. Когда хорошо живётся, писать не хочется. Прочитала "Сестру
Керри" и "Багратиона". Хорошие книги. "О, Керри, Керри ! О, слепые
мечты человеческого сердца ! "Вперёд, вперёд", - твердит оно, стремясь
туда, куда зовет его красота".
Читала и думала - это к тебе
относятся слова Теодора Драйзера. И Багратиона тоже: "Что значит слава
- это или свой череп расколоть во имя Родины, или чужой искрошить..." -
вот это слова. Я так и сделаю, ей-богу.
Видела много картин: "В старом Чикаго", "Жди меня", "Подводная лодка № 9". Последняя особенно понравилась. Остальные так себе...
Вчера
шла, и пристал паренек. "Дай, - говорит, - я тебя поцелую. Я 4 года не
целовал девушек". И так убедительно просил, что я расчувствовалась. И
действительно, хорошенький такой, не противно, а приятно. "Чёрт с
тобой, - говорю, - целуй, только один раз". И сама почти плакала от
непонятной жалости...
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
8
Января 1945 года. Не было бумаги, и я давно ничего не записывала. После
отдыха пошла к члену Военного совета, чтобы добиться своей цели -
попасть на передовую. Потом была у командующего армией. С большим
трудом убедила, чтобы пустили меня в следующее наступление. Наконец-то.
Настроение хорошее. За отражение контратаки в первом же бою получила
медаль "За отвагу".
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
13
Января. Всю ночь не спала. Плохо себя чувствую. Заболела. Немец крепко
стреляет. Сегодня с 9:00 до 11:30 длилась наша артподготовка. Начали
"катюши". Ух и дали перцу фашистам. Обстановка ещё неясная. Только
построили землянку, а настроение уже чемоданное. Ждём нашего
наступления... Вперёд, только вперёд...
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
14
Января. За спиной Белоруссия и Литва. А здесь Пруссия. На левом фланге
наши продвинулись далеко. Но ещё стрельба слышна. Всё утро грохочет
канонада. Все ушли вперёд, а для нашего взвода не хватило подводы. Не
ужинали и не завтракали.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
15
Января. Прибыли с тылами дивизии в Эйдкунен. Утром я надела белый
маскхалат, перецеловалась со всеми и пошла. Через час буду на передовой.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
16
Января. Попала к самоходчикам. Когда ездили в атаку, была в машине. От
самоходчиков пошла в полк, Доложила, что мне разрешено быть на
передовой. Поверили, но с трудом. И приняли меня только потому, что
знают, что я снайпер. Невыносимый ветер. Пурга. Земля сырая. Грязь.
Маскхалат уже демаскирует меня - слишком бел. От дыма болит голова.
Советуют мне - лучше вернись во взвод. А моё сердце твердит: "Вперёд !
Вперед !" Я покорна ему. Будь что будет !
Сколько жертв было
вчера, но всё равно я шла вперёд. Сижу и размышляю о славе. Знатным
снайпером называют меня в газете "Уничтожим врага!", в журнале "Огонёк"
портрет был на первой странице. Но я знаю, что ещё мало сделала, не
больше, чем обязана как советский человек, вставший на защиту своей
Родины. Сегодня я согласна идти в атаку, хоть в рукопашную. Страха нет.
Готова умереть во имя Родины.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
17
Января. Ходила в наступление вместе с пехотой. Продвинулись вперёд на
несколько километров. По нам били "скрипачи". [ Так бойцы называли
немецкие шестиствольные миномёты ] Рядом людей разрывало на части.
Приходилось и стрелять, и перевязывать раненых. Брала штурмом немецкий
дом. Во время штурма убила 2-х фашистов: одного возле дома, второго,
когда тот высунулся из самоходки. Жаль, что мало пользы принесла как
снайпер.
( Из дневника Р. Е. Шаниной.)
17 Января.
Извините за долгое молчание. Писать было совсем некогда. Шла моя боевая
жизнь на настоящем фронте. Бои были суровые, но я каким-то чудом
осталась жива и невредима. Шла в атаку в первых рядах. Вы уж извините
меня за то, что Вас не послушалась. Сама не знаю, но какая-то сила
влечёт меня сюда, в огонь.
Только что пришла в свою землянку и
сразу села за письмо к Вам. Устала, всё-таки 3 атаки в день. Немцы
сопротивлялись ужасно. Особенно возле старинного имения. Кажется, от
бомб и снарядов всё поднято на воздух, у них ещё хватает огня, чтобы не
подпускать нас близко. Ну, ничего, к утру всё равно одолеем их. Стреляю
по фашистам, которые высовываются из-за домов, из люков танков и
самоходок.
Быть может, меня скоро убьют. Пошлите, пожалуйста,
моей маме письмо. Вы спросите, почему это я собралась умирать. В
батальоне, где я сейчас, из 78 человек осталось только 6. А я тоже не
святая.
Ну, дорогой товарищ, будьте здоровы, извините за всё. Роза.
( Из последнего письма к П. Молчанову )
24
Января 1945 года. Давно не писала, было некогда. Двое суток шли ужасные
бои. Гитлеровцы заполнили траншеи и защищаются осатанело. Из-за
сильного огня приходится ездить в самоходках, но стрелять удается
редко. Невозможно высунуться из люка.
Лишь несколько раз я выползала на броню машины и стреляла по убегающим из траншей вражеским солдатам.
К
вечеру 22 Января мы всё-таки выбили фашистов из имения. Наша самоходка
успешно перешла противотанковый ров. В азарте мы продвинулись далеко
вперёд, а так как не сообщили о своем местонахождении, по нам по ошибке
ударила наша же "катюша". Теперь я понимаю, почему немцы так боятся
"катюш". Вот это огонёк !
Потом ходила в атаку, а вечером
встретила своих дивизионных разведчиков. Предложили пойти с ними в
разведку. Пошла. Взяли в плен 14 фашистов.
Сейчас продвигаемся вперёд довольно быстро. Гитлеровцы бегут без оглядки.
Техника у нас !.. И вся армия движется. Хорошо !
Большой
железный мост через реку прошли без помех. Шоссе красивое. Около моста
валялись срубленные деревья - немцы не успели сделать завал...
( Последняя запись в дневника Р. Е. Шаниной.)
Прохожий
#1, 22/03/2010 - 00:47[ответить]
Алексей ©
#2, 22/03/2010 - 02:03А их никто не "посылал" - все добровольцы - настоящие герои и хорошие солдаты. Но дело не только в этом, а в том, что это показатель духовной силы нации, которая и победила в конечном итоге. Вечная слава и вечная память.
[ответить]
Прохожий
#3, 22/03/2010 - 11:44Капитально не соглашусь. Партия только поощряла такое "добровольчество", а по сути была мобилизация всех кто мог - была летчиком - вперед, училась в стрелковом клубе (если училась, а то и так посылали) - вперед. А в стране в это время перегонкой боевых самолетов занимались здоровые мужики. Но зато какой пропагандистский резонанс. :(
А то что вечная память всем это понятно, но речь не о них, а о тех кто их послал на смерть ради в прямом смысле "красного словца".
[ответить]
Алексей ©
#4, 22/03/2010 - 16:15Ну а я несоглашусь с вами - не надо делать из этих девчонок прозомбированных жертв режима, насильно никого не гнали и уж тем более в строевые части. Да, из них воспитали настоящих патриотов, которые ма деле доказали что значит любить родину. А то что пропагандистский резонанс был огромный так это правда, согласен. Могу себе представить, когда солдат читал о подвигах вот такой молодой, красивой девчонки, так ему просто западло было бы трусить - ещё один мощный способ мотивации, 5+. Я не знаю, почему перегонкой занимались здоровые мужики, может быть они летать только по прямой и умели - минус мужикам. Ну так и снайперами да летчицами не все женщины служили. это скорее исключение - в основном в банно-прачечных отрядах, санитарками, медсёстрами, связистками, переводчицами. Разведка - особый разговор.
[ответить]
Прохожий
#5, 22/03/2010 - 19:17Понимаете феномен наличия огромного количества женщин в РККА еще должен быть изучен. Женщины везде от медсестер до банно-прачечных подразделений - думаете в последние тоже шли "добровольно" чужое белье стирать? Вряд ли - вот из таких потом и набирали наверное уже "добровольно" - все лучше чем вшей чужих искать в белье грязном. А сколько частей ЗА было укомплектовано женщинами? Не верю я в "добровольность" и все тут. :(
Понимаете феномен наличия огромного количества женщин в РККА еще должен быть изучен. Женщины везде от медсестер до банно-прачечных подразделений - думаете в последние тоже шли "добровольно" чужое белье стирать? Вряд ли - вот из таких потом и набирали наверное уже "добровольно" - все лучше чем вшей чужих искать в белье грязном. А сколько частей ЗА было укомплектовано женщинами? Не верю я в "добровольность" и все тут. :(
Интересно посмотреть данные по потерям женских подразделений в сравнении с мужскими, думаю выкашены были они порядком. У нас часто говорят о "ночных ведьмах" из полков ночных бомбардировщиков, но были и женские истребительные, бомбардировочные части - успехов за ними особых нет. Да и со снайперами тоже хороший вопрос - каковы потери подразделений, сколько погибших на одного "мастера". В результате "пропаганды" потеряли множество народа, лучше было бы если бы солдат знал, что дома его ждут его женщины, что дома все нормально, что работают на победу. А от того, что кто-то там кого-то убил то это без разницы какой был пол бойца, такие штуки действуют лишь при личном присутствии.
А с авиаперегоном - почему, там было много летчиков, только их оттуда не переводили на фронт. И кстати авиаперегон более ответственная задача в каком-то смысле - самолет надо перегнать целым и невридимым, ведь на нем еще воевать другим.
[ответить]
Алексей ©
#6, 22/03/2010 - 20:23Ну, мы ведь говорим на основании того что мы знаем на данный момент. А на данный момент мы знаем, что невоеннообязанные женщины были добровольцами. Врачи и медсёстры по образованию - военнообязанные. Военнообязанными были также женщины-служащие военных театров и ансамблей, ЦТКА например. Женщин с детьми на фронт не брали, а беременных - демобилизовывали. Все эти девчонки были незамужними и бездетными, так что "жди меня и я вернусь" в данном случае не работает. Они рвались на фронт, кто из патриотизма, а кто мстить за своих и этому есть масса свидетельств. Невозможно всё объснить чисто прагматически. Ну почему же при личном присутствии? А газеты на что? Их было огромное количество всех уровней. Нет, пропаганда - дело серьёзное и занимались ей серьёзно. Авиаперегоном - помню по книге Драбкина - занимались в том числе и сами боевые лётчики.
[ответить]
Прохожий
#7, 23/03/2010 - 00:23Знаете меня больше всего коробит именно что "были незамужними и бездетными", такими вот они и умерли, а вот сколько урона врагу нанесли еще вопрос. Даже в цензурированных под микроскопом мемуарах Жукова есть момент как он в Москве встречался с группой студентов экстерном подготовленных под диверсантов, там были две девушки синостранным языком и т.д. Думаете долго они протянули зимой в лесу, да и в разведке со своим городским говором и привычками? По мне так на убой послали, надо было домой отправить.
Знаете меня больше всего коробит именно что "были незамужними и бездетными", такими вот они и умерли, а вот сколько урона врагу нанесли еще вопрос. Даже в цензурированных под микроскопом мемуарах Жукова есть момент как он в Москве встречался с группой студентов экстерном подготовленных под диверсантов, там были две девушки синостранным языком и т.д. Думаете долго они протянули зимой в лесу, да и в разведке со своим городским говором и привычками? По мне так на убой послали, надо было домой отправить.
Есть конечно зрелые вещи вроде того, что части ЗА комплектовали, тут в общем понятно. Но остальное зачем? Германцы кстати добровольчеством не промышляли - у них после ПМВ и достопамятного "избиения младенцев", когда добровольцы связались веревками и под "Дойчланд, Дойчланд убер аллес" пошли в атаку на шрапнель и пулеметы. Там и остались, больше германцы такими вещами не занимались (фольксштурм это все таки от безысходности).
[ответить]
Алексей ©
#8, 23/03/2010 - 02:02Чтобы завершить наше маленькое обсуждение, я не собираюсь спорить, что наверняка некоторых посылали на верную гибель и без этого конечно можно было обойтись. Фрицы, кстати, очень хотели создать женскую эскадрилью в противовес нашим Ночным Ведьмам, но слабо им было против русской женщины :)
[ответить]
Алексей ©
#9, 23/03/2010 - 15:47А что это кстати за эпизод про "избиения младенцев"?
[ответить]
Прохожий
#10, 23/03/2010 - 16:38[ответить]
Алексей ©
#11, 23/03/2010 - 17:40Никогда не слышал, полный идеотизм.
[ответить]
Прохожий
#12, 23/03/2010 - 17:50http://militera.lib.ru/research/shambarov3/06.html
"од Лангемарком несколько полков, сформированных из добровольцев, студентов и гимназистов, установили круговую поруку — чтобы никто не дрогнул под огнем, пошли вперед, взяв друг друга под руки, с песней “Дойчланд, Дойчланд юбер аллес” (да, эта песенка тоже уже существовала и была крайне популярной). Погибли почти полностью. Сперва англичан такое смешило, и их пулеметы исправно косили наступающих. Дальше стало уже не до смеха, потому что натиск не ослабевал, за одной атакой следовала другая, и обороняющиеся держались еле-еле, теряя все больше товарищей. ...
В сражении на Ипре обе стороны потеряли 238 тыс. чел. убитыми, ранеными и пленными. Из-за погибшей молодежи в Германии эти бои стали называть “избиением младенцев”."[ответить]
витёк
#13, 23/03/2010 - 19:30[ответить]
Алексей ©
#14, 23/03/2010 - 20:55Да, впечатляет. И после этого кто-то ещё осмеливается говорить про нас - "трупами завалили"?
[ответить]
Мичман Панин
#15, 23/03/2010 - 17:26Здорово все можно обосрать - ДОм-2 отдыхает. Вы на "передке" вообще были, уважаемый? в АФГАНЕ, В ЮГОСЛАВИИ ИЛИ ХОТЯ-БЫ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ? кАКИМ-ТО ДЕРЬМОМ М ЕВРЕЙСКИМИ ОПРЕСНОКАМИ ОТ ТАКИХ "КОММЕНТАРИЕВ" НЕСЕТ...
[ответить]
Прохожий
#16, 23/03/2010 - 17:41Мичман, может хватить себя вести как институтка и истерить? Где вы увидели желание "обо..ать"? В чем? В том, что жертвы из числа этих женщин были не обязательны? В том, что можно было их заменить мужчинами? В том, что я сказал, что советская власть пыталась свои провалы компенсировать за счет пиара на крови этих девушек?
И при чем тут евреи и "передок"?
[ответить]
Кот Матроскин
#17, 21/12/2010 - 14:16Для начала надо изучить феномен "советского человека". Да и чего изучать? Надо их просто помнить и быть благодарными за их подвиг!!!
[ответить]
Повторюсь наверняка, но никто их не посылал туда. Сами шли. Моя бабушка не состояла в партии, но сразу после объявления войны, пошла в военкомат. Взяли ее только на третий раз. Вам этого не понять. И война эта была не проиграна только благодаря желанию людей защитить Родину, а не указу партии. Кроме партии у всех были - дети, родители, тех кого нужно было уберечь любой ценой. И нет тут никаких красных слов. Порассуждайте на тему принуждения в отношении других войн - Афганистан и прочие. А тут - помолчите, ради всего святого, если оно у вас, конечно, есть
[ответить]
Прохожий
#19, 23/03/2010 - 16:39И банно-прачечные роты тоже?
Не надо путать смысл войны и то какими методами некоторые товарщи пытались в ней победить. Войну можно было выиграть и не принеся в жертву этих девушек.
[ответить]
Райхенау
#20, 23/03/2010 - 17:12У немцеву был полк, возглавняемый женищной Ханной Райх, половина зенитных расчетов в Германии к 1943 году состояли из женщин, половина снайперов (так называемые "кукушки") в Финляднии были женщинами. Список можно продолжить...время было такое, тут не нужно по гайдаровской и чубайсовской указке все списывать на чудовищные извращения "сталинизма". Лучше историю как следует проштудировать и научиться писать нормально, по-русски... А эта женщина - настоящий герой!
[ответить]
Прохожий
#21, 23/03/2010 - 17:18[ответить]
Красноармеец
#22, 17/05/2010 - 13:18Прохожий, проходи своей дорогой со своим антисоветизмом... Кроме женщин, если ты не знаешь, воевали и мужчины (от рядовых до маршалов), и воевали довольно не плохо...
[ответить]
Прохожий
#23, 17/05/2010 - 13:26Зачем они воевали? Зачем надо было тащить на фронт сотни тысяч женщин и подставлять их под пули? Мужиков не хватало?
[ответить]
Капитан
#24, 20/09/2010 - 17:17Прохожий, а 54 убитых немца веский аргумент или так... фигня?
[ответить]
Кот Матроскин
#25, 21/12/2010 - 14:11Симпатичная. . . Жалко не дожила по Победы!!! И ведь сколько таких прекрасных людей потеряла наша страна. Миллионы - если бы их сберегли, может мы сейчас по-другому жили бы.
[ответить]