У нас был дом
Автор: Дмитрий Ольшанский в чт, 19/05/2016 - 12:59.
18 мая - день рождения императора Николая Второго.
К Николаю, как и почти ко всему и ко всем в нашей жизни, принято относиться полярно: либо он "Николашка-дурак", "Николашка кровавый", "правильно расстреляли" и тому подобная хамская стыдоба, либо он сразу "Царь-мученик", хотя даже и Церковь канонизировала его не как мученика, а как страстотерпца, да и на момент смерти он по собственной воле был уже не царем, а полковником Романовым, гражданином Российской республики.
Так что мое отношение к нему не обрадует никого.
В отличие от правоконсерваторов, я не верю в конспирологические мифы о поддельности его отречения, поддельности его дневника, ложности дурной славы императрицы и Распутина, да и вообще в то, что буквально все дореволюционное общество от социалистов до Шульгина, Пуришкевича и великой княгини Елизаветы Федоровны клеветало на царскую семью, и только фрейлина Вырубова, князь Жевахов, депутат Марков-второй и тому подобные прекрасные люди знали правду, - хотя именно так думает качнувшийся до упора вправо двадцать первый век.
Я же, вместе со всей дореволюционной Россией, банально считаю, что Николай был слабым правителем, почти на пустом месте погубившим империю (представим себе Николая Павловича или Александра Третьего на его месте в феврале 1917-го - а?) и умывшим руки как Понтий Пилат или, извините, Горбачев, когда нужно было идти до конца, хоть в вооруженной борьбе, а хоть бы и просто в стоянии на том, что "я помазанник Божий, и с этого не сдвинусь".
И, тем не менее, я совсем не хочу скатываться в злобу и хамство.
После всего, что показал нам двадцатый век, понятно, что Николай Второй был для родины любящим отцом. Добрым отцом, а не директором детского дома, как директор детского дома с безумными идеями Ленин, жестокий директор детского дома Сталин, заполошно-дурковатый директор детского дома Хрущев...
И не холодным корпоративным боссом в стиле "ничего личного", как Путин.
Отцом.
И если случается так, что отец - слабохарактерный, рано погибший и все потерявший человек, то перестает ли он от этого быть родным?
Уже сто лет как мы живем в казенном помещении, где "бирки на мебели".
А когда вокруг все чужое - всегда хочется вспомнить исчезнувший родительский дом, каким была старая Россия.
У святых, как известно, нет дня рождения, а празднуется день смерти.
И поэтому в этот день мне хочется поздравить нас - с тем, что мы не взялись из ниоткуда, из капусты, из советского барака, что у нас были родители и был дом, было что-то свое.
Еще и будет, дай Бог.
Дмитрий Ольшанский, публицист
опубликовано в блоге автора