Балабанов. Про уродов, людей и совесть народа.
Автор: Игорь Бушукин в пн, 18/05/2015 - 23:36.Говорят, что нет пророка в своем Отечестве, но так ли это? Может быть мы сами не можем разглядеть иной раз тех самых пророков, которые стоят на каждом углу и пытаются нам что-то сказать, пытаются нам поведать свою правду. Правду, которая на самом деле наша правда, подзабытая и зачастую оболганная. Давайте же вспомним одного из величайших русских режиссеров современности, певца времен поиска самоидентификации постсоветского народа, певца самой русскости, пытавшейся прорости из-под бетонных надгробий вождей утонувшей красной империи - режиссера Алексея Октябриновича Балабанова. Нет смысла пересказывать биографию Алексея Балабанова, в ней нет никаких белых пятен и гениальных просветлений. Это был простой парень с Урала, который снимал острое, зачастую мизантропичное кино, разрушая табу на разговоры о чем-либо, в его фильмах всегда есть места когда неприятно, потому что так вроде бы многие или почти все думают, но не принято вслух говорить Из-за этого при жизни к режиссеру некоторые либеральные круги всегда пытались приклеить ярлык ксенофоба и националиста, особенно после выхода в свет фильма. Сам же Балабанов говорил об это так: "Буду снимать кино скандальное, резкое. Например, все меня обвиняли в национализме. Абсолютно безосновательно. Я отражаю состояние нашего народа. В провинции люди евреев любят? Точно говорю, что не любят. Это ощущение русским людям понятно и близко. И то, что хачиков не любят,тоже абсолютно очевидно. А если человек пришел войны, с ними воевал; он, тем более не может относиться к ним по-американски." Балабанов как говорил, так и делал. Не любил человек играть в так называемую политкорректность, тем более что проку от нее нет никакого, полагая, что необходимо честно, хотя и зачастую резко, высказывать свое мнение. Тем самым он поймал в прицел камеры ту самую русскую сингулярность, которая в наложении на серые Петербургские реалии и выглядела в его фильмах зачастую несколько зловеще. Однако, мы можем с полной уверенностью сказать, что мало кто из современных российских режиссеров ТАК умел отражать реальность и попадать, что называется не в бровь, а в глаз. Назвать при этом Алексея Балабанова русофилом тоже нельзя. В своих фильмах он смело показывает застарелые язвы русского общества. Здесь и пренебрежение к беспомощному человеку, как в фильме "Про уродов и людей", где главный герой фильма, фотограф Иоганн, владелец фотостудии в подвальном помещении, где,создан некий фотографический театр Маркиз де Сада.Фотограф хладнокровно разрушает судьбы людей и, пользуясь их беспомощностью, делает из них марионеток в своем дьявольском театре. Живые люди для него лишь материал, с помощью которого он зарабатывает деньги и реализует желание властвовать. Его не волнует, что их благополучные семьи разрушены, а сами эти люди медленно, но верно превращаются в уродов. Здесь ложь, трусость и предательство соседствует с честью, смелостью и отвагой. Подобно как Виктор Багров, киллер по прозвищу Татарин, является братом Даниле Багрову. Да, они родные братья, но насколько Виктора поглотила тьма, настолько есть свет Данила, который, пройдя войну и смерть, не ожесточился и не очерствел, а наоборот готов прийти на помощь друзьям, даже если они проживают за океаном. Герои мастера иногда ироничны, как в фильме "Жмурки", иногда выглядит суровыми мизантропами и циниками, как в фильме "Груз 200", а иногда людьми, которые еще не потеряли надежду все изменить в своей жизни. Так, в фильме-притче "Я тоже хочу" люди ищут некую Колокольню Счастья, которая по слухам находится где-то между Питером и Угличем, рядом с уже давно неработающей атомной станцией. Колокольня забирает людей в иной счастливый мир. Но не всех, а тех кто побывал там, но не был взят Колокольней счастья умирает. Но людей, ищущих эту Колокольню Счастья, это ничуть не пугает. Подобно героям фильма "Сталкер" они готовы прорываться туда любой ценой. Каждый из них надеется, что башня заберет именно его. Желание изменить свою судьбу, решить жизненные вопросы в позитивном ключе страшнее смерти, которая неминуемо последует в случае неудачи.Извечный русский идеализм и попытки через боль и страдание найти счастье! Не случайно, что Балабанова многие сравнивают с Достоевским от киноиндустрии. Подобно Федору Михайловичу Алексей Октябринович всегда пытался проникнуть в самый глубокий и потаенный уголок души человеческой. Он также пытался показать, что тьма и свет живут в каждом человеке, они соседи в нас, но верил в свет. Верил в то, что каждый из нас, победив в себе пороки, приблизится к Богу. И устами своих героев, которые не щадя живота своего и не за страх а за совесть сражаются со злом, побуждал своих зрителей к действию. Как же вовремя почти разуверившимся и очерствевшим людям в конце 90-х напомнили что сила в правде! Не в деньгах, а в правде! У кого правда, тот и сильней! Есть здесь какой-то мистический реализм и пророчество, заключенное в каждом кадре и в каждом слове. Не случайно многие фильмы Балабанова сразу после выхода в свет были растащены даже не на цитаты, но на мантры. А ведь говорят мистики, что о чем мыслишь, то в жизнь свою и привносишь. Многие такие балабановские мантры уже кстати привнесли в нашу жизнь суровую русскую правду, ибо не зря по Крыму ездят маршрутки с надписью "За Севастополь ответите!". И такого у Балабанова много. На мой взгляд фильмы мастера воспитывают настоящих патриотов, но не тех, которые могут под музыку помахать флагами, а потом разойтись по домам, а истинных... Таких немного, они немногословны, и уж точно не обласканы в медиапространстве, но именно они в нужный момент молча прикрутят бутылку в качестве глушителя на оружие и пристрелят главаря этнической мафии, крышующего рынок. Именно они могут поехать за океан, чтобы помочь брату своего друга. Будучи преданными и осужденными подобно главному герою фильма "Война" они не теряют духа и не раскаиваются, тем более не просят прощения. В миру же не крикливы они и немногословны, подобно майору-кочегару из одноименного фильма. Режиссер Балабанов вообще всегда был мастером образов, раздвигающих рамки нашего реального мира. Он сам, казалось, при этом постигал через них нечто трансцендентное. За свою жизнь, Алексей Балабанов снял 14 игровых художественных фильмов, причем каждый из фильмов был штучным произведением, картиной "из ряда вон". Слава режиссера и его уровень были таковы, что каждый раз, когда у него выходила премьера, про нее говорили так: 10-й фильм Алексея Балабанова, потом назывался фильм, 12-й фильм Алексея Балабанова. Так считали фильмы великих режиссеров, например Феллини. Иными словами Алексей Балабанов был просто не способен снимать ширпотреб за деньги, подобно многим нынешним режиссерам, которые за спецэффектами и красивой картинкой напрочь забывают о смысле.В одном из последних интервью он сказал, что чувствует, что у него не будет больше фильмов. Было у него такое предчувствие. Может неслучайной и пророческой была роль профессора, умирающего у Колокольни Счастья, в его последнем фильме "Я тоже хочу". Великие люди часто знают когда уйдут, чувствуя тонкую связь с трансцендентным началом. В своем последнем интервью он сказал, что после смерти ему не важно где оказаться, лишь бы рядом с папой, которого он очень любил. Будем надеяться, что так оно и есть. На мой взгляд, наша общественность зачастую склонна преувеличивать мизерное, но не замечает поистине главного и значимого. И сейчас, по прошествии двух лет после кончины великого художника, мы до сих пор не осознали размер той потери, которую понесла русская нация 18 мая 2013 года. Может повзрослев и подумав на эту тему поймем позже. Вспомним же сегодня нашего мастера и его бессмертные творения. Снимаю шляпу перед великим мастером!