Два слова о церковной выставке и Романовской исторической конференции в Манеже

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Православная Церковь имеет вселенский характер. Она не может быть прикована к какому-либо этническому якорю, ибо не служит интересам одного народа. Она не может подчиняться какому-либо правительству, ибо ее служение возвышается над любой государственной работой. Ее питает не одна культура, но множество.

Итак, Христова вера выше народов, государств и культур. Она надэтнична, надгосударственна и надисторична, ибо источник ее света находится не во времени, а в вечности. Вечность же не может быть русской, греческой, еврейской или грузинской.

И все-таки в наши дни Церковь всё больше играет роль защитника национальных культур. Притом ее вселенский характер ничуть от этого не страдает.

Православная Церковь имеет вселенский характер. Она не может быть прикована к какому-либо этническому якорю, ибо не служит интересам одного народа. Она не может подчиняться какому-либо правительству, ибо ее служение возвышается над любой государственной работой. Ее питает не одна культура, но множество.

Итак, Христова вера выше народов, государств и культур. Она надэтнична, надгосударственна и надисторична, ибо источник ее света находится не во времени, а в вечности. Вечность же не может быть русской, греческой, еврейской или грузинской.

И все-таки в наши дни Церковь всё больше играет роль защитника национальных культур. Притом ее вселенский характер ничуть от этого не страдает.

Слишком уж силен вал новой универсалистской идеологии, своего рода «новой первобытности», жестоко и неустанно бьющий в стены семьи, веры, общества. Слишком враждебен он любой культуре, помимо самой примитивной, дикой, неоязыческой. Слишком яростно набрасывается он на любую историческую память, которая сопротивляется «текущему моменту».

И только прочная сцепка традиционных ценностей, соединяющая самосознание народа (язык, высокую культуру, тысячелетние скрепы семьи, чувство долга в отношении страны) и одухотворяющее его христианство, могут ныне противостоять этому валу.

Внешняя, глобальная сила ломает, обезличивает, требует упрощения, оглупления, беспамятства и безмыслия. Внутренняя сила созидает, хранит, ищет сложности и высоты, взыскует истины, воспитывает ум. Церковь сейчас играет роль вождя этой внутренней силы, притом другого вождя нет и в ближайшее время не предвидится.

Отсюда – необходимость постоянного присутствия Церкви в науке, искусстве, литературе. Особенно же – во всем, что касается истории.

С 4 ноября в Манеже идет большая церковная выставка «Православная Русь. Романовы». В отличие от многочисленных православных выставок-ярмарок, постоянно идущих то на одной, то на другой площадке столицы, нынешняя поражает выдающейся технической оснащенностью.

Ее уже назвали «мультимедийным учебником по истории России». И среди всего этого плазменного великолепия – чудотворная икона Божией Матери Федоровской, коей первый из государей-Романовых был благословлен на царство…

В Манеж с утра до вечера ходят громадные толпы, за неделю выставку посетило порядка 100.000 человек.

Своего рода кульминацией выставки стала историческая конференция «Триумф и крушение Империи: уроки истории», приуроченная к 400-летию Дома Романовых. Она прошла 10 ноября.

Сколь значительным было это событие, видно хотя бы по списку выступающих: архимандрит Тихон Шевкунов, председатель Государственной Думы РФ Сергей Евгеньевич Нарышкин, министр культуры Владимир Ростиславович Мединский, режиссер Никита Сергеевич Михалков, директор Российского Института Стратегических Исследований Леонид Петрович Решетников.

Всё это лица, чрезвычайно значимые в российской политической и общественной жизни. К ним присоединились известные историки: Н.А. Нарочницкая и Б.Н. Миронов. Итоги подводил К.В. Малафеев, председатель МОО «Романовский юбилей».

Что, в сущности, произошло? Один за другим участники конференции разворачивали православно-государственническую концепцию русской истории.

В рамках этой концепции монархия – безусловное благо, а мощная государственность, особенно если она устроена в монархической форме, – нормальное состояние России; революция – безусловное зло, и в первую очередь это касается революции 1917 года; без Православия немыслима ни русская государственность, ни русская история, ни русская культура; Православная церковь тысячу лет спасала нашу страну от духовного упадка и физической гибели, ей принадлежит особое, неотменимое место в государственном строе России.

Тут ведь что важно? Соответствие желания и возможностей…

Такие слова произносились и раньше. В сущности, огромное сообщество православных консерваторов живет и дышит ими. Но заслуга устроителей конференции заключается в том, что они вывели эту концепцию на чрезвычайно высокий официальный уровень.

Церковь и дружественные ей организации показали: они способны оплодотворять правительственную среду интеллектуальными разработками право-консервативного, православно-русского направления. А это исключительно важно в наше мутное, шатающееся время, когда каждый «креакл» мечтает «пасти» политическую элиту...

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.5 (8 голосов)

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код